Смекни!
smekni.com

Рекламное обращение (стр. 2 из 13)

Проблема дефиниции жанра как категории в теории литературы, теории журналисти­ки и рекламоведения — одна из важнейших и труднейших исследовательских задач[6].

Цель данной работы – исследовать жанры текстовой рекламы.

Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. рассмотреть рекламный текст и типология его жанров;

2. дать жанровую характеристику рекламных текстов.

1. Рекламный текст и типология его жанров.

1.1. Проблемы классификации и принципы типологии рекламных текстов.

В своем известном исследовании И. Р. Гальперин, говоря о сис­темности текста, писал: «Текст представляет собой некое завер­шенное сообщение, обладающее своим содержанием, организо­ванное по абстрактной модели одной из существующих в лите­ратурном языке форм сообщений (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуемое своими дистинк-тивными признаками»[7]. Именно дистинктивные — различитель­ные — признаки позволяют провести определенную классифика­цию однотипных текстов, поскольку «в многообразии текстовых форм и структур неизбежно обнаруживаются признаки сходств и различий и, следовательно, основания для их типизации»[8].

Классификация есть система распределения каких-либо од­нородных предметов или понятий по классам или признакам. Основой же типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая харак­терна для той или иной группы предметов как единица расчле­няемой в типологии реальности.

В науке нет единого определения понятия «тип текста». Так, например, Г. В. Ейгер и В. Л. Юхт[9] предлагают классификацию типов текстов, предусматривающую три аспекта: коммуникативный, структурный, семиотический. В первом случае тексты мо­гут рассматриваться с точки зрения их получателя (коллектив­ные или индивидуальные, человеческие или машинные), кода (монокодовые или поликодовые), языковой функции. Структур­ный аспект рассмотрения типологии текстов предусматривает его соотнесенность с признаком отклонения от нормы (так на­зываемые отмеченные или неотмеченные тексты) и клишированности. В семиотическом плане тексты различаются с точки зрения синтактики (тексты единичные или цикличные, базовые или производные), семантики (тексты моносемантические или полисемантические, как, например, художественные), прагмати­ки (монофункциональные или полифункциональные). Не давая подробное описание указанным выше характеристикам, отме­тим, что рекламные тексты могут быть классифицированы исходя из данной концепции. Это тексты прежде всего человеческие, ин­дивидуальные и коллективные, поликодовые, пол и функциональ­ные с точки зрения языковой функции; не имеющие отклоне­ния от языковой нормы, в большинстве своем клишированные, единичные и цикличные, базовые и производные, в своем пре­обладании моносемантические; полифункциональные с точки зрения их прагматики.

Наиболее распространенная трактовка концепта «тип текста» в современной коммуникативной лингвистике рассматривает его (то есть тип текста) как определенный класс текстологических единиц с одинаковой языковой и стилистической актуализаци­ей[10], и типология текстов в таком случае проводится по функ­циональным (в основе которых лежит сфера употребления тек­стов, их социальные функции), структурным (рассматривающим внутреннюю организацию корпуса текстов) и стилистическим признакам. Рассмотрим возможные принципы типологии рекламных текстов, исходя в первую очередь из их функциональных при­знаков, а затем структурных и стилистических.

За исходную точку наших типологических конструкций будут приняты типологическая структура СМИ и типология жанров периодической печати, имеющих свою историю и достаточно полную научную и научно-методическую рефлексию: мы поста­раемся оттолкнуться от имеющихся в литературе типологических признаков СМИ с тем, чтобы установить принципы классифи­кации и типологии рекламных текстов. Несомненно, четкая экстрапо­ляция рассматриваемых явлений невозможна, однако она позво­лит нам также более четко отделить рассматриваемые явления (собственно рекламные текст и журналистский текст) друг от друга.

Рекламные тексты отличает, в первую очередь, конкретная прагматическая заостренность сообщаемого и ориентация на оперативную поведенческую реакцию адресата. Родственные направления массовой коммуникации предполагают более глубинное и продленное во времени воздействие на адресата, преимущественную ориентацию на мировоззренческие и лишь во вторую очередь на поведенческие реакции личности.

Для СМИ в целом единицей типологической структуры при­знается средство массовой информации. Для печати типологиче­ской единицей будет периодическое издание (газета или журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радио­станция, радиопрограмма. «Типология журналистики использу­ется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направлен­ность и иные черты; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.»[11].

Ак­тивно артикулируется мнение о существовании новой позиции «в типологии жанров современной российской массовой комму­никации»[12] — рекламных жанрах. В науке, сделана по­пытка определить и жанрообразуюшие признаки рекламного текста (целевая ориентация рекламодателя, специфика адресата рекламного обращения, особенности самого рекламируемого объекта), и «опорные закономерности, формирующие жанровую систему рекламы»[13]. Типологию текстов печатной рекламы, дается московскими исследователями: реклам­ное объявление, развитое рекламное обращение, «житейская ис­тория», консультация специалиста, каталог, прейскурант, афиша, листовка), но на данный момент не существует научно обосно­ванной типологии рекламного текста. Вместе с тем отмечается, что в существующих сейчас исследованиях по рекламе «на рек­ламный процесс набрасывается „сетка" тех форм, которые соз­даны публицистической деятельностью».

Очевидно, что типология рекламных текстов должна строиться по своим определенным признакам. Представим типологию рекламных текстов как «горизонтальную» совокупность всех текстов, под­дающихся дихотомическому членению по каким-либо признакам. Под типологией рекламных текстов будем понимать членение данных текстов по их жанровым группам. Жанровая типология, есть «вертикальная» иерархия тек­стов.

1.2. Текстовая реклама: от прототекста к тексту массовой коммуникации

В публичных коммуникациях с момента их зарождения все­гда использовался текст как носитель информации. Как пишет Т. М. Дридзе, «в практике общения тексты становятся частью окружающего человека предметного мира, органическим элемен­том его практического опыта, а содержащиеся в них (воплощен­ные в них) познавательные структуры, реорганизованные для целей общения, — основой преобразовательной практической деятельности социальных субъектов»[14].

Приставка «прото» означает стадию предшествования тому явлению, которое мы исследуем. В любых окружающих нас определившихся со­стояниях бытия есть компоненты, которые в свернутом виде содержат предшествующие и последующие стадии своего развития. Любому сущ­ностному образованию предшествовало то, что именуется его генези­сом, т. е. зарождением, начальным этапом возникновения. В формирова­нии новых сложных ответвлений культуры (а именно таковым является реклама), как правило, участвует несколько родников-истоков. Их пол­ное соединение или только функциональное взаимодействие вызыва­ет к жизни качественно новые явления. Первоначально они находятся еще в «размытом», не полностью оформившемся виде. Именно такое состояние по отношению к будущей отчетливой специализации како­го-либо типа деятельности характеризуется добавлением приставки «прото». Науке известны «протоистория», «протоязык», «проторелигия»[15] и т. п. Это тот жизненный экстракт, в котором зреют возможности новых способов освоения реальности человеком. Применительно к рек­ламе это — комплекс культурных предпосылок, обладающий некото­рыми функциями рекламной коммуникации.

Общая теория жанров рассматривает совокупность произведений, охва­тываемых этой категорией, как исторически формирующееся единство со сходными структурно-композиционными признаками. Эта категория сложна и многолика, и в научных кругах не утихают дискуссии по поводу жанровых видов и градаций в различных ответвлениях творческой деятель­ности: литературоведении, искусствознании, публицистике и т. п.