Смекни!
smekni.com

Интеграция в арабском мире (стр. 6 из 14)

Дадим характеристику различных сторон пограничных, региональных, экономических, идеологических конфликтов:

1. Арабо-израильский конфликт представляет собой длительную, изнурительную национально-социальную борьбу в защиту достоинства и будущего арабского народа, включая проблему земель, культуры, идеологии, борьбы против колониализма. Это, несомненно, основной конфликт в регионе.

2. Межарабские конфликты возникают по различным вопросам и направлениям. Они характеризуются гибкостью, скоротечностью их возникновения и исчезновения. Система не знает союзов, которые не были бы подвержены изменениям. Это один из источников динамичности системы. В этой связи автор раскрывает основные черты конфликтов между арабскими странами:

– Идеологические и политические разногласия – это противоречия по различным аспектам социальных отношений, по вопросам внешней политики по вопросам арабского единства (в степени серьезности подхода к достижению единства), по вопросам отношений с Израилем (подходы к решению конфликта).

– Территориальные разногласия. Например, между Саудовской Аравией, Оманом и Абу Даби; между Кувейтом и Ираком, между Саудовской Аравией и Йеменом, между Египтом и Суданом, Алжиром и Марокко.

3. Конфликты арабских стран с неарабскими – это конфликты между одним или рядом стран арабской системы с неарабской стороной, в основном из-за границ. (Конфликты между Сомали и Эфиопией из-за Огадена; между Ираком и Ираном из-за Шатт эль-Араб; между ОАЭ и Ираном из-за островов Танаб аль-Кубра, Танаб аль-Сутра и Аби Муса; между Сирией и Турцией из-за Александретты).

В последние годы острой становится проблема водных ресурсов в арабском мире.

Объем водных ресурсов в арабском мире составляет около 371,8 млрд. м. Из них используется 208,8 млрд. м, 3,6% используется в качестве питьевой воды; 3,7% – в промышленности, остальная часть – в сельском хозяйстве; доля водных ресурсов арабских стран различна: на страны Машрика приходится 40,9%, на страны Магриба – 23%; на государства бассейна реки Нил – 31%, на Аравийский полуостров -4,6%. Поверхностные воды составляют основную часть водных ресурсов арабских стран.

Политика Израиля по данному вопросу не приемлема для арабов. Она противоречит всем международным нормами по вопросам использования водных ресурсов. Израильская стратегия базируется на принципе, который крайне опасен как для арабских водных ресурсов, так и для национальной безопасности арабских стран в целом. Этот принцип заключается в том, что «вода – это стратегический источник, который должен находиться под военным контролем».

Таким образом, способность арабских стран получить потенциальные выигрыши от глобализации будет напрямую зависеть, прежде всего, от качества их внутренней политики. Этот фактор действительно является решающим для ускорения не только интеграции в мировое экономическое пространство, но и экономического роста. С другой стороны, глобальное сообщество также может предпринимать шаги, которые способствовали бы облегчению подобной интеграции, в частности, путем присоединения к торговым соглашениям, стимулирующим экспорт из арабских стран и внутрирегиональную торговлю, поощрения передачи технологий, предоставления финансовой поддержки. Успешная интеграция арабских стран в глобальную экономику могла бы помочь рассматриваемым странам в достижении таких приоритетных социально-экономических целей, как снижение безработицы и повышение уровня жизни широких слоев населения.

2. Специфика и проблемы интеграционных процессов в арабском мире

2.1 Формы интеграции в арабском мире

Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран.

Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации.

В проанглийском окружении короля Фейсала I в Ираке, а также в дворцовых элитах Египта и Иордании (в период 1920–1940-х гг., о котором идет речь, – Трансиордании) выдвигались планы объединения арабов «сверху» в рамках так называемого «Благодатного полумесяца» и «Великой Сирии», тогда как в «низах» происходил процесс создания партий националистического типа, как например, партии арабского социалистического возрождения БААС, ставившей конечной целью своей деятельности полное освобождение арабов и объединение разрозненных частей арабской родины в едином государстве.

Ни один из планов объединения «сверху» из-за целого ряда факторов как субъективного, так и объективного характера не был реализован. Определенным исключением явилась лишь Арабская лига (современное название – Лига Арабских Государств), которая стала лишь координационным органом, а не инструментом интеграции, как это планировалось при ее создании.

Лига арабских государств – общеполитическое объединение, целью деятельности которого является укрепление сотрудничества между арабскими странами. Лига Арабских Государств создана в 1945 г. на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (устав) был подписан 22.03.45 г. и вступил в силу 10.05.45.

В настоящее время в состав Лиги входят 22 государства: Египет, Судан, Сомали, Джибути, Коморские острова, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Палестина (ПНА), Алжир, Ливия, Тунис, Марокко, Мавритания, Йемен, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ.

Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Высшим руководящим органом организации является Совет ЛАГ, созываемый дважды в год (в марте и сентябре) на уровне министров иностранных дел. Генеральный секретарь ЛАГ избирается Советом на 5 лет. С мая 2001 г. этот пост занимает бывший министр иностранных дел Египта Амр Муса.

Лига имеет свои представительства или информационные бюро во Франции, Англии, ФРГ, Испании, Австрии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Греции, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Мексике, Японии, Китае, Индии, Кении, Сенегале, Эфиопии, а также представительство в России.

С целью разрешения актуальных проблем, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ образуются специальные комитеты («Комитет 8-ми» по положению на оккупированных Израилем территориях, «Комитет 3-х» по Ливану, «Комитет 3-х» по ближневосточному урегулированию, «Комитет 7-ми» по Ливии, «Комитет по Иерусалиму», «Комитет 7-ми» по Ираку и т.д.).

Государства-члены Лиги одновременно являются членами специализированных агентств при ЛАГ, таких, как Арабская организация промышленного развития и добывающих отраслей экономики. Арабская организация сельскохозяйственного развития. Арабская организация по атомной энергии. Арабская организация труда. Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) и др.

Практическая деятельность ЛАГ, сложившаяся система межарабского сотрудничества привели к тому, что роль высшего органа ЛАГ с 1964 года на деле исполняет не Совет Лиги, а совещания глав государств и монархов стран-участниц, которые в последнее время созываются ежегодно в марте в столицах различных арабских государств. На период между саммитами в Лиге председательствует страна, в которой прошло последнее совещание (в настоящее время – Тунис).

Главное внимание Лига уделяет вопросам политического взаимодействия. После запуска процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке она стала также выполнять функции защитника интересов арабских стран – непосредственных участников БВУ.

Особое значение имело совещание в верхах, состоявшееся в Каире в июне 1996 г. По его итогам было принято заявление, в котором нашла свое отражение согласованная точка зрения руководителей арабских стран по основным проблемам ближневосточного урегулирования – судьба Иерусалима, еврейские поселения на оккупированных территориях, Голанские высоты, проблема беженцев и т.д.

Совет – высший орган, Конференция глав государств и правительств – для обсуждения наиболее срочных и важных проблем, Генеральный секретариат – обеспечение текущей работы. Также созданы Экономический совет, Совет совместной обороны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, нефтяной, правовой и др.)

Однако Лига Арабских Государств является скорее координационным органом – различные комитеты и органы ЛАГ содействуют интеграции, но планы по общеарабскому объединению, провозглашенные этой организацией, не выполняются. Большее реальное действие имеют субрегиональные организации.

Согласно оценкам, Лига Арабских Государств не смогла выполнять миссию по консолидации рядов арабов, что объясняется такими факторами, как отсутствие эффективного механизма воздействия на страны-участницы, отсутствие единого политического курса Лиги, зависимость организации от привлечения капиталов отдельных стран. В рамках Лиги не были выработаны основополагающие подходы для предотвращения возможных конфликтов между странами арабского мира, не было принято решительных мер по устранению главного очага напряженности на Ближнем Востоке – арабо-израильского конфликта и вытекающей из него палестинской проблемы.