Смекни!
smekni.com

Международная политика Японии в конце XVI – первой половине XIX вв. (стр. 11 из 12)

Но, несмотря на письменные источники, Япония не отказалась от притязаний на Курилы. Дело в том, что в XIX году Россия на время умерила пыл в дальневосточной политике, равно как и отказалась от американских владений. Связан этот шаг был с обострением ситуации на Балканах и начавшимися русско-турецкими войнами. К тому же экспедиции на Дальний восток создавали серьёзную брешь в бюджете страны, в то время как немалые средства требовались на ведение войны. Однако следующее появление России в этом регионе вновь ознаменовалось агрессией Японии, которая вылилась в русско-японскую войну. С этого момента, по окончании любого военного конфликта Курильские острова по условиям мирных договоров метались от одного государства к другому, причём, согласно последнему из них – заключенному по окончании II Мировой войны, - Курилы всё-таки закреплялись за Россией (в то время - СССР). Но даже сейчас, по прошествии стольких лет, Япония пытается претендовать на Курилы.

В этом отчасти виновата Россия: за то время, пока она выясняла отношения с Европой, Япония усилила активность в Азиатском регионе, распространив своё влияние на другие восточные территории, включая и Курильские острова. Россия слишком рано покинула регион, не дав японцам понять о серьёзности своих намерений на Востоке.

У японцев так же были шансы решить все вопросы, касающиеся доминирования на Курилах. Наиболее удобный момент им представился ещё в начале XIX века, когда под их натиском Россия покинула эти территории. Однако засим последовало «открытие» страны и давление со стороны европейских стран (включая Россию) и США. Но даже в этот период Япония имела возможность закрепиться на Курильских островах: при удачной политической игре японцы могли бы предложить США и Англии, отношения которых с Российским государством всегда были натянутыми, и, объединёнными усилиями, разграничить сферы влияния Англии и США на Тихом океане в обход интересов РоссииÝ.

Если бы Япония решилась на подобный шаг, возможно, все вопросы по этому региону были бы сняты раз и навсегда. Более того, возможно, Россия и согласилась бы вернуть Японии острова, по условиям тех договоров, которые она <Россия> заключала как побеждённое государство, если бы Япония не добавляла к этим условиям ещё и Сахалин, который русское государство отдавать было не намерено.

Таким образом, ни одна из стран так и не добилась своего, хотя и Россия, и Япония имели возможность сделать это. Но наша страна для достижения этой цели немного не дожала Японию, а Япония, в свою очередь, передержала себя в политических рамках. Страны не решили своих задач, оставив эту проблему на совести потомков.

Однако о какой совести может идти речь, если даже на русско-японской конференции 2006 года, когда с визитом в Японию приезжал российский министр иностранных дел С. Лавров, который, кстати, первым коснулся наболевшей темы, японцы ответили молчанием. Похоже, в данный момент они не намерены решать вопрос с Курилами, которые, время то времени, почему-то появляются на государственных картах Японии. Как бы то ни было, этот вопрос актуален, важен и, как ни странно, решаем. Нужно лишь созреть для этого решения.

Заключение

Итак, основной материал моей курсовой работы исчерпан. Осталось лишь подвести итог и сделать ряд выводов о том, что я смогла подчерпнуть из этого материала, какие знания приобрела; также во введении к моей работе остались вопросы, ответы на которые ещё не были даны. Но обо всём по порядку.

Небольшое островное государство на Юго-востоке Азии – Япония – находится на так называемой «периферии мира», в почтительном удалении как от Евразийского, так и от Американского материка. Это и обусловило склонность японского государства к изоляции. Отголоски такой склонности встречаются на протяжении всей истории Японии: прецеденты удаления страны от мира случались и вызваны они были разными причинами, будь то попытки христианизации японского населения католическими миссионерами, которые привели к изгнанию европейцев с архипелага, или же утверждение в качестве внешнеполитической доктрины теории о «божественном сотворении Японии и её населения», спровоцировавшее разрыв государства со своим влиятельным соседом – Китаем.

Средние века в Японии вызывают особый интерес у человека, посвятившего время изучению её истории, и я – не исключение. Именно в этот период времени у власти в стране находились сильные, харизматичные правители – сёгуны Тоётоми Хидэёси и основатель дома Токугава – Токугава Иэясу. В период правлений этих военачальников завершился процесс объединения Японии, что, учитывая особенности географической обособленности и некоторой специализации регионов, само по себе было нелёгким делом. Это ещё раз доказывает силу и влиятельность сёгунов, обдуманность их политики.

В Части II, главе I я попыталась вкратце изложить сущность японского сёгуната, объяснить, кто же такой сёгун. Тема моей работы не нуждалась в углублении в историю японского сёгуната, однако, не раскрыть это понятие было бы ошибкой: невзирая на то, что речь в работе шла о внешней политике Японии, её отношениях с другими странами и нациями, упоминание о сущности сёгуната и роли сёгуна в государстве вполне уместно, ведь, как уже было упомянуто в одной из глав проекта, «внешнеполитический курс японского государства напрямую зависел от перемен во внутренней политике». А перемены произошли, и вполне значительные.

Проводя сравнительный анализ внешнеполитического курса страны до середины XVI века, в период изоляции и после «открытия» страны, я пыталась понять, как изменилось отношение японской нации к иноземцам, которые, начиная с самого своего прибытия, старались изменить Японию, переделать на европейский лад. Однако, если такие изменения имели место, то они носили временный характер и происходили в какой-то переходный период. Например, все европейцы, побывавшие в Японии с конца XV века по середину XVII {до тех пор, пока страна не была «закрыта»}, отмечали, сколь дружественно к ним относились местные жители, как радушно принимали, какой интерес выказывали. Однако, в связи с подрывной деятельностью миссионеров, Япония изолировала себя от окружающего мира. Жители страны поняли, что чужеземцы несут с собой некое зло, отсюда (отчасти) и рождение теории о том, что японские острова были сотворены Всевышним. {При этом, можно допустить, что ничего шовинистского в идее нет, ведь, согласно Библии, Бог создал мир, а следовательно, и острова}.

Однако, лишь только японцы успокоились, полагаясь на то, что в их закрытую ото всех страну никто более не прибудет, американцы насильно «открыли» Японию, дав её населению новый повод для приступа ксенофобии. Но и он длился относительно недолго, и в Новейшее время мы знаем японскую нацию как одну из самых дружественных и гостеприимных в мире.

Что ж, период истории Японии, рассматриваемый мной в курсовой работе относительно кратко подытожен и проанализирован. Однако если мне все же не удалось полно и доступно изложить этот материал в заключении, можно вновь обратиться к главам работы.

Теперь вернемся к высказываниям, которые я уже затрагивала во введении к проекту, но не раскрыла своего мнения по их поводу.

В первую очередь мне бы хотелось рассмотреть утверждение составителей журнала «Япония…», в котором сказано о том, что «во всей своей всеобъемлющей стратегии Япония стремилась гарантировать отсутствие военной компоненты, ибо стремилась быть государством, заслуживающим доверия у соседних стран…».

Говорить о каком-либо доверии к государству, практически не известному остальному миру, не приходится. Однако некоторые страны мира стремились изучить загадочное японское государство, наладить с ним торговые и частично дипломатические (в связи с непониманием европейцами системы японского госустройства) отношения, что говорит о том, что контакт все-таки был, а любой контакт без доверия является безумием. Следовательно, вполне можно утверждать, что с этой задачей своей стратегии японское государство справилось.

Что же касается вышеупомянутой военной компоненты, то, даже принимая во внимание попытки экспансии в Корее, можно признать её отсутствие. Почему? Ответ на этот вопрос вновь вытекает из внутренней и, как уже отмечалось, продуманной политики японских сёгунов, в частности, Токугава Иэясу. И дело было даже не в том, что по своей ментальности японцы не склонны к проявлению агрессии с целью расширения территории, хотя подобные прецеденты и были (хотя, чем же тогда объяснить исторически сформировавшуюся небольшую территорию государства?). В рассматриваемом мною периоде правители стремились в первую очередь объединить страну силой оружия и авторитета. Как следствие, можно предположить, что на внешнюю агрессию просто не оставалось ни сил, ни ресурсов. Доказательством этому может служить провал корейской кампании.

Итак, ответ на один вопрос получен. Перейдём к весьма пессимистической оценке возможностей Японии В.М. Мендрина, согласно которой, «Япония изуродовала заимствованную культуру Китая, а теперь уродует и европейскую, так как не умеет обращаться с заимствованным, а своей культуры не создала…». В главе I части I, посвящённой отношениям Японии и Китая я уже упоминала, о том, что в структуре взаимоотношений этих стран Поднебесная является донором, а Япония – реципиентом, то есть, принимающим, поэтому склонна согласиться: да, Япония не создала своей культуры: науки или философии, она в большей степени заимствовала чужой опыт и плоды чужих достижений. Однако согласиться с тем, что Япония не в состоянии заимствовать правильно, согласиться я не могу, ибо опыт японцев по адаптации чужой культуры уникален; ни одна другая нация не смогла перенять такое количество достижений науки и культуры, причем, не только адаптировать их в пределах своей территории, но и развить, добавить своеобразной японской этики, благодаря которой теперь трудно вспомнить, что та же чайная церемония не является истинно японской, а перебралась на архипелаг из Китая….