Смекни!
smekni.com

Международная политика Японии в конце XVI – первой половине XIX вв. (стр. 8 из 12)

Глава II. Другие примеры практики международной изоляции

Россия, как известно, - страна необъятных размеров, огромных возможностей и многих национальностей. Причем, последняя из характерных черт нашей Родины, создаёт множество проблем. Стоит заметить, что нет абсолютно ничего плохого в том, что Россия приютила у себя множество народов, и достаточно печально осознавать, что разные неонацистские группировки пытаются разрушить эту дружбу. Тем не менее, данная ситуация является палкой о двух концах, ибо не все представители других национальностей подобающе ведут себя в пределах нашей страны, немногие придерживаются буквы закона. Сейчас, в XXI веке, правительство пытается регулировать поведение иностранцев в России, однако предприимчивые иноземцы находят способы обойти нововведённые законы.

Но коли так, почему бы и нам на время не закрыть свои границы, не попытаться развить свою страну за счёт собственных возможностей, а не с помощью иностранных инвестиций и не за счёт дешёвой нерусской рабочей силы? Стоит заметить, что Россия сейчас движется в этом направлении: в стране появились крупные промышленные организации, запрещается торговля иностранцев на российских рынках. Но погрузиться в международную изоляцию, по примеру той же Японии, наша страна позволить себе не может. И дело даже не в том, что Россия превосходит Японию в размерах, а Япония превосходит наше государство в капиталистической мощи…. Наши государства двигались по разным путям развития, продолжают делать это и теперь. Дело в том, что Россия находится меж двух огней - Востоком и Западом, - поэтому ей крайне сложно было бы изолироваться от обеих сторон света. Да и то положение, которое Россия занимает в мире (несмотря на видимые экономические проблемы), не позволяет нашему государству абстрагироваться от влияния своих соседей.

Тем не менее, практика относительного «закрытия» границ государства имела место в мировой истории, как до японского примера, так и после. Вот только носили они принципиально разный характер. Рассмотрим два достаточно ярких примера относительной международной изоляции: в Раннем Средневековье и в Новейшее Время, и попытаемся понять, какой характер присущ был каждому из них.

Первым государством, применившим термин изоляция страны, была Византийская империя. Подобную изоляционную политику можно охарактеризовать как дипломатическую, она имеет ряд существенных отличий от японской изоляции рассматриваемого мною периода, но, при этом, присущи ей и некоторые сходства.

Византийская Империя, как известно, являлась восточной наследницей Великой Римской Империи и предъявляла значительные претензии на ведущие позиции в Европе, ведь основная часть европейских стран только ступила на стадию формирования (в большинстве своём они также образовались после распада Римской Империи). Кроме преемственности великой цивилизации, Византия имела другой козырь – мощный и богатый город Константинополь, который словно существовал отдельно от остального государства. Но при наличии всех необходимых для завязывания товарных и политических отношений средств, Византия стремилась оградиться от своих соседей. И причиной тому было негативное отношение византийского народа ко всему окружающему миру. Однако Византия полностью не отказалась от внешних связей: наоборот, она активно вмешивалась в европейские дела, особенно за пределами собственного государства, неохотно при этом встречая иноземцев на своей земле. Такой вид «политической игры» в Византии получил название «политики «блестящей» изоляции».

В чем же заключалась эта «блестящая изоляция»?

Дело в том, что население Византии (именовавшее себя ромейской нацией) крайне нетерпимо относилось ко всем, кто был вне этой нации. Они так и делили население Европы: на ромеев – высококультурную общность, и на всех остальных – тех, кого жители Византии называли просто – варварами, памятуя о том, что именно варвары разрушили великий Рим4. Варварами были и германские племена, периодически совершающие набеги на Константинополь, и славянские соседи из Болгарского Царства, и арабские племена на юге. Находящаяся на стыке двух частей света – Европы и Азии, - Византия отражала периодические нападения чужеземцев, однако это вовсе не означает, что сама она отказалась от экспансии и от идеи создания новой Римской империи, путём присоединения к себе ряда территорий. У Восточной империи были претензии на Кавказские земли, а также на Крым и Дунай.

Как следствие, политическая доктрина «блестящей изоляции» может быть сформулирована таким образом: все, кто проживает в Византии – это ромеи, достойные люди; остальные – лишены возможности носить столь высокое звание. Государство ставит себя выше других европейских стран, так как является прямой наследницей Великой Римской империи.

Правда, подобное отношение к соседним странам не мешало византийцам вести активную дипломатическую игру: заключать договоры и династические браки, рассылать послов, применять экономическое и политическое давление. Япония, если сопоставить её с Византией, на внешнеполитический уровень почти не выходила, и это, опять-таки, объяснялось тем, что Япония удалена от окружающих её континентов, Византия же напротив, находилась в эпицентре европейских событий. Наследница Великой империи жаждала завоеваний, японское государство желало покоя и стабильности.

Если продолжать сравнивать ситуацию в Византийском государстве в XI-X вв. и положение дел в Средневековой Японии в XVII-XIX вв., то стоит отметить, что византийцы тоже стремились сократить число иностранцев в своей стране. Но Византия не могла выслать всех иноземцев и надеяться на то, что они не вернутся, и вот почему: геополитическое положение Восточной империи не было удалённым от других государств, как в случае с Японией. Уже упоминалось, что Византия соединяла Запад и Восток, поэтому она не могла оградиться от остальных европейских стран, и торговцам из других государств всё же удавалось попасть в сказочно богатый Константинополь. Но за право вести дела в городе купцы платили большую во всех отношениях цену: начиная с налоговых выплат правительству, заканчивая неприятными мгновениями, которые им пришлось пережить под моральным давлением со стороны мнительных, высокомерных ромеев.

В Константинополе проживали общины нескольких национальностей. Это были зажиточные купцы, имевшие право торговать в городе. Но, несмотря на то, что купцы обладали этой привилегией, ромеи, памятуя о своём высоком положении, давали им нелицеприятные характеристики. Богатые армяне, имевшие самую большую общину в Константинополе, по словам византийцев, были «коварны», «жадны» и «жестоки». Иудеи, которые также составляли зажиточную общину, характеризовались как «алчные до денег и наживы». Арабов, которые конкурировали с Византийским государством на юге, называли «предателями» и даже «людоедами», а вечных передвижников – скифов – «неуживчивыми», «жадными» и «ненадёжными». И только венецианских купцов, или латинян, византийцы признавали достойными, но при этом, слишком «надменными»4.

Рассматривая подобную надменность, можно провести параллель с доктриной «божественного происхождения японского народа», распространённой на архипелаге в XIX веке. Японцы создали её в противовес сильному влиянию Китая, а также с целью восстановления «природной» императорской власти. Эта концепция исходила из «божественного происхождения японского императора, а также из сотворения японских островов высшими силами». Японцы верили в то, что их происхождение было предопределено Богами: «Наша земля – родина богов, и все мы произошли от них». «Уникальность» власти японского императора давала японцам право говорить о специфике и неповторимости японского пути, его истинности.

Сходство можно найти и в том, что в период заключения Японией неравноправных договоров, когда иностранцы начали мощную экспансию с континента на архипелаг и японское сознание наполнили патриотические мысли, требовавшие освобождения от чужеземцев, японское население выступало с призывом: «Долой варваров!».

Таким образом, вид «дипломатической изоляции, носящей, при этом, немного шовинистический характер», получивший применение в XI-X вв. в Византии, в каком-то смысле был присущ и изоляционной политике японского государства в более позднем Средневековье.

Другой вид изоляционной политики имеет «экономико-идеологический» характер. И здесь речь пойдёт о самом, пожалуй, независимом и своевольном государстве Новейшего времени – о знаменитом «Острове свободы», о Кубе.

Как известно, в 1953 году группа молодых революционеров под руководством адвоката Фиделя Кастро выступила против диктаторского режима генерала Фульхенсио Батисты, действующего на тот момент в стране.1 января 1959 года диктатура была свергнута, на острове победила революция. Революционное правительство было сформировано уже в феврале, возглавил его Ф. Кастро.

На Кубе начались революционные преобразования.

Радикальное крыло единственной в стране партии приступило к коренной ломке экономических и социальных устоев общества в пользу беднейших слоёв населения. Реализовать эти планы они намеревались с помощью революционной диктатуры, опирающейся на массовые организации трудящихся.

Однако развитие Кубы в условиях революционного режима сопровождалось рядом трудностей и противоречий. Во-первых, в 1960 году произошёл разрыв Кубы с США: американцы торгово-экономические отношения с островом, подвергнув его экономической блокаде. Это побудило кубинское правительство национализировать собственность американских компаний и пойти на сближение с Советским Союзом.

Однако СССР был очень далеко, а США – в пределах досягаемости. Более того, латиноамериканские страны на тот период не были так солидарны, как сейчас – они были слишком заняты собственными внутриполитическими проблемами. Поэтому действия Кубы вполне можно оценивать, как своеобразную политику изоляции, вызванную обострением экономико-политической ситуации в странах Нового Света.