Смекни!
smekni.com

Энергетическая безопасность Китая (стр. 3 из 6)

Многие месторождения нефти располагаются в слаборазвитых районах, что, безусловно, затрудняет использовать потенциал данного ресурса в полной мере.

В 1989 году, по данным того же справочника, в КНР было сосредоточено всего 32 предприятия по добыче нефти, в основном это происходило на северо-востоке страны - 23% добывалось в провинции Хэйлунцзян,13% в провинции Шаньдун в таких городах как Дацин[24], Ляохэ[25], Шэнли[26].

Северо-западный регион Китая в основном охватывает две провинции - Цинхай и Ганьсу и два автономных района - Синьцзян и Тибет. Территория этого региона составляет 40% всей суши Китая, но там проживает всего лишь 4 % населения. Доля региона составляет в добыче нефти страны -13,9%, в потреблении нефти- 5,8%.[27]

Особое место уделяется Синьцзянь-Уйгурскому автономному району(СУАР). Общий объем ресурсов здесь оценивается 40% от общего объема всех ресурсов в Китае, в том числе, нефти - 30% от общего размера нефтяных ресурсов на суше страны.[28] Таким образом, Синьцзянь-Уйгурский автономный район за 40 лет стал крупнейшей в Китае базой по разработке и производству нефти. Тот объем нефтедобычи, который ежегодно возрастает, частично перерабатывается на местных нефтехимических комбинатах, а также транспортируется в другие провинции, что свидетельствует о действительно крупном запасе ресурсов черного золота. В поисках новых месторождений Китай большое внимание уделяет проведению геологоразведочных работ именно в этом районе в местах самых крупных нефтяных бассейнов, которые располагаются в Синьцзяне, таких как Таримский[29], Джунгарский[30] и Цайдамский[31].

В 2004 г. было объявлено об открытии уникального нефтегазового месторождения в провинции Ганьсу.[32]

Еще одним из важнейших направлений работы по расширению ресурсной базы КНР стало освоение шельфовой зоны, где сосредоточенно 15% всех нефтяных запасов Китая. Наиболее перспективными были признаны районы Бохайского залива (восточное побережье) и дельты р. Чжуцзян (Южно-Китайское море). Их разработка ведется как самостоятельно, так и в рамках совместных проектов с иностранными компаниями.

Тем не менее, первоначальный интерес, проявленный западными компаниями к китайскому шельфу, и прежде всего Бохайскому заливу, после проведения дополнительных исследований и пробных бурений уменьшился, а первоначальные прогнозы были признаны излишне оптимистичными.

Что касается численности предприятий, то согласно статистике, с января по декабрь 2008 г. число предприятий нефтедобывающей и нефтехимической отраслей превысило 1421, из них 588 отраслей нефтедобывающие, а нефтехимических заводов насчитывается 409.[33] Такое большое количество предприятий свидетельствует о том, что Китай развивает и ускоряет добычу черного золота, во что бы то ни стало.

Таким образом, как свидетельствуют об этом оба исследователя и Г.И.Чуфырин, и С.Ю.Голубчиков, возможности Китая по развитию собственной ресурсной базы и обеспечения за ее счет потребностей в нефтяном сырье крайне ограничены. Вероятно, в течение ближайших 10 лет будет достигнут пик нефтедобычи (200 млн. т в год), после чего ее объемы будут снижаться. В этих условиях Китай вынужден будет обращаться за все большими и большими объемами ресурсов на внешние рынки.

Для того, чтобы предотвратить или хотя бы оттянуть момент резкого падения объемов добычи нефти в Китае рассматривается создание Стратегического нефтяного резерва, а также коммерческих запасов нефти.

Стратегический резерв планировалось разместить в четырех основных хранилищах, расположенных в районах главных морских нефтяных терминалов. Уже завершено строительство первого из них - в районе порта Нинбо (провинция Чжэцзян), три остальных в Ляонине (порт Далянь), Шаньдуне (порт Хуандао) и второе хранилище в Чжэцзяне (Чжоушань) - были построены в 2008 г.

Кроме того, китайскими властями были одобрены проекты сооружения к 2010 г. дополнительных коммерческих хранилищ нефти и нефтепродуктов в провинции Гуандун.

Китай также вел переговоры о возможной закупке нефти в конце 2006 г. для Стратегического резерва с Саудовской Аравией и Ираном. Однако никаких официальных заявлений о сроках и возможных источниках заполнения Стратегического резерва пока не прозвучало, также остался не определенным окончательный размер Резерва и неясна система управления им.[34] В ряде публикаций китайских исследователей указывается, что к 2010 г. стратегический резерв должен обеспечивать 40-дневный запас нефти, а к 2015 г. – 55-дневный.

Помимо государственных запасов в Китае появляются коммерческие хранилища. В Гуанчжоу (провинция Гуандун) и в Шанхае идет строительство двух первых в стране частных нефтепродуктохранилищ.[35]

1.3Природный газ

Данный вид ресурса значительной роли в китайской экономике пока не играет. Его доля в структуре энергопотребления пока не поднимается выше 3%[36].

Ситуация сможет существенно измениться после создания в стране соответствующей магистральной транспортной и местной распределительной инфраструктуры. Также для Китая, как и для любой другой страны, необходимо четкое формирование системы цен, которое будет стимулировать рост потребления газа населением.

Немаловажным станет аспект ужесточения экологических требований, так как по большей части Китай закрывает глаза на проблемы загрязнения окружающей среды. А внедрения новых технологий на производстве и в коммунальном хозяйстве послужат толчком к усовершенствованию газодобывающей сферы.

По оценкам китайских экономистов, для реализации этих мер может потребоваться около 20 лет.[37]

В последние годы для увеличения роли природного газа в энергетической системе КНР предпринимаются активные шаги для развития газотранспортной инфраструктуры. Таким образом, в конце 2004 г. был введен в промышленную эксплуатацию крупнейший в Китае газопровод «Запад-Восток, который обеспечивает поставки газа из месторождений Таримского бассейна в Синьцзяне и Ордосского бассейна во Внутренней Монголии до центров потребления на востоке страны (Пекина и Шанхая). Этот газопровод является внутренним и не включает в себя доставку ископаемого из других стран.

В ближайшие годы будет построена вторая ветка этого газопровода, которая, по некоторым сообщениям, может быть продлена и до южных районов. Предполагается, что проект «Запад-Восток» придаст значительный импульс развитию газовой отрасли Китая - позволит на 50% увеличить объем добычи, на 1-2% повысить долю газа в энергобалансе.

Главным фактором использования природного газа станет замена им угля, так как при добыче газа и при его использовании вред окружающей среде оказывается в наименьшей степени.

Стоит отметить, что на данном этапе развития Китай вполне может удовлетворить потребности в природном газе, опираясь на собственные залежи. Однако, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 г. потребление газа в стране может значительно возрасти.

1.4Атомная промышленность

Данных, касательно атомной промышленности Китая, на 1980-е годы не так много, скорее всего это обусловлено тем, что Китай не использовал атомную энергию для производственных целей, хотя ядерной державой мировое сообщество признало страну еще в 1964 году.

По данным китайских источников на 2007 год лишь 2,3% всей энергетики приходится на атомную[38]. Примерно такое же процентное соотношение ресурсов сохраняется и в 2010 году, однако китайцы абсолютно четко понимают экологическое преимущество атомного топлива, оно действительно менее опасно для окружающей среды.

Таким образом, в 2003 году Национальной комиссией по развитию и реформам была принята Долгосрочная программа развития энергетики Китая.[39] До 2020 года она предусматривает внедрение технологий энергосбережения и снижение эмиссии парниковых газов.

К 2010 г. была поставлена цель уменьшения потребления энергии на единицу ВВП на 20% и увеличения вклада возобновляемых энергетических источников на 10%. Ожидается, что в 2010 г. установленная мощность всех электрогенерирующих систем страны возрастёт.

Также до 2020 г. Китай планирует инвестировать в строительство новых АЭС и таким образом за это время доля производства электроэнергии на АЭС значительно увеличится.

Энергетического потенциала Китаю было достаточно вплоть до 90х годов XX века, однако, с началом экономических реформ и динамичном форсировании хозяйственных дел страны, ресурсов стало не хватать. Представляется интересным изучить энергетическую ситуацию через призму экономических преобразований.

2) Экономические преобразования КНР и их отражение на энергетической безопасности страны

За последнюю четверть XX и начало XXI вв. китайская экономика многократно выросла. В стране сложился комплекс современных отраслей промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли. По экономическому потенциалу Китай вошел в пятерку государств мира с самым крупным ВВП. Всем этим успехам сопутствуют реформы, начавшиеся в конце XX века, а точнее в 1978 году.

Для того чтобы охарактеризовать процесс развития энергетической сферы КНР, представляется необходимым учитывать и общие процессы экономики, происходящие в течение реформирования. Мы проследим тенденцию развития внутреннего энергетического потенциала Китая совместно с другими отраслями хозяйства страны через призму экономических реформ, начавшихся в 1978 году. Рассмотрим поэтапную разработку, как экономического курса КНР, так и энергетической стратегии внутри страны и сделаем акцент на возникших проблемах, требующих дальнейшего решения.