Смекни!
smekni.com

Проблема Иерусалима в Арабо-израильском конфликте (стр. 1 из 5)

Реферат:

Проблема Иерусалима в Арабо-израильском конфликте


Вопрос о Иерусалиме занимает особое место в комплексе проблем ближневосточного урегулирования. Хотя он порожден вполне реальным столкновением интересов в экономической, политической и других областях, он вызывает настолько сильную эмоциональную реакцию у обеих сторон, что исключает возможность рационального подхода к его обсуждению В связи с этим иерусалимская проблема многие годы преднамеренно выводилась за рамки мирных инициатив по ближневосточному урегулированию.

Требования Израиля и арабов в отношении Иерусалима оставались на протяжении десятилетий настолько бескомпромиссными и несовместимыми, что задача выработки решения, хотя бы в минимальной степени удовлетворявшего обе стороны, стала представляться многим политикам и на Ближнем Востоке, и на Западе практически невыполнимой. После арабо-израильской войны 1967 г. в американской политологии появилась даже такая точка зрения (Г. Готлиб), что для решения проблемы Иерусалима следует сделать статус города настолько сложным, чтобы никто не мог в нем разобраться. В этом случае каждая из сторон считала бы свои притязания реализованными, хотя по существу город находился бы в двойном подчинении. Это небезынтересное мнение, правда, так и не было подкреплено конкретными предложениями.

В политической и научной литературе возник даже особый термин – «отложенный статус Иерусалима», предполагающий перенос обсуждения иерусалимской проблемы на самую позднюю стадию ближневосточного урегулирования. В этом подходе был свой резон. Предполагалось, что в ходе выработки решений по всем другим аспектам палестинской проблемы стороны научатся вести конструктивный диалог и к заключительной фазе переговорного процесса выйдут на такой уровень взаимопонимания, который позволит им спокойно, без эмоциональных всплесков заняться поисками компромиссного, взаимоприемлемого решения для самой острой проблемы – иерусалимской.

Именно поэтому важным прорывом в подходе к Иерусалиму стала совместная израильско–палестинская Декларация принципов, разработанная в Осло и подписанная в Вашингтоне в сентябре 1993 г. Впервые за всю историю конфликта израильтяне и палестинцы, в соответствии с этим документом, согласились обсуждать будущий статус города на официальных переговорах. Политическое решение, если оно в принципе возможно, пока представляется делом отдаленного будущего. Однако переговорный процесс создает единственное «окно возможностей», обеспечивающее постепенное формирование атмосферы терпимости, сосуществования и взаимодоверия и оставляющее в прошлом хаос насилия и ненависти.

В отличие от всех других проблем ближневосточного конфликта, возникших после образования государства Израиль и являющихся прямым следствием ряда арабо–израильских войн, проблема Иерусалима имеет глубокие корни. Исторические судьбы евреев и арабов на протяжении веков тесно связаны с Иерусалимом, и это дает веские основания обеим сторонам предъявлять на него свои права. В основу арабской аргументации заложен тот факт, что, начиная с VII в. н.э. Иерусалим, за исключением небольшого периода правления крестоносцев (1099 – 1189 гг.), являлся мусульманским городом. Еврейские претензии подкрепляются древней историей, опирающейся на Ветхий Завет, в котором говорится о завоевании Иерусалима царем Давидом и превращении его в столицу первого иудейского государства. В традиционной библеистике эти события датируются примерно началом Х в. до н.э., однако ни светские, ни религиозные историки не могут назвать точную дату. В научной литературе последних лет выдвигается версия, что Иерусалим стал городом–государством не ранее VII в. до н.э., а столицей национального образования только в персидский период, то есть в VI в. до н.э.

В развернувшейся сегодня борьбе за Иерусалим история стала политическим оружием. Отсутствие достоверной даты основания города активно эксплуатируется обеими сторонами. Свою версию иерусалимской истории израильское правительство рассчитывало утвердить за счет начатой им в сентябре 1995 г. официальной программы торжественных мероприятий, посвященных 3000–летию Иерусалима. Празднования длились в течение пятнадцати месяцев. Главной их целью была демонстрация намерений сохранить незыблемым израильский суверенитет над городом.

Арабское население восприняло эти мероприятия резко негативно. Палестинцы утверждали, что возраст Иерусалима насчитывает 5 тыс. лет и что город просуществовал 2 тыс. лет до захвата его царем Давидом. Многие политологи и историки, в том числе и израильские, высказывали мнение о неуместности и даже абсурдности подобных празднеств на фоне с трудом продвигающихся израильско–палестинских переговоров. Россия, США и подавляющее большинство других членов международного сообщества отказались от участия в этих мифологизированных торжествах.

Так же абсурдна ставшая модной в последние годы среди палестинцев теория о происхождении палестинских арабов от древних ханаанцев, проживавших на этой территории задолго до ее освоения евреями. Из этого следует, что по праву более древней этнической группы арабы–палестинцы имеют все основания претендовать как на страну, так и особенно на Иерусалим. Этот бег наперегонки в глубь тысячелетий можно было бы считать несерьезным политиканством, если бы не распространение подобных взглядов в палестинских средствах массовой информации, насаждение их в среде подрастающего поколения. Впрочем, палестинский пропагандистский аппарат явно уступает по своим возможностям израильскому. Израильская молодежь воспитывается в духе догматического восприятия священного писания как реальной древней истории еврейского народа, обосновывающей его современные права на Эрец–Исраэль. При сохраняющейся остроте израильско–палестинского противостояния такаяидеологизация истории не только неразумна, но и очень опасна.

Действительно, Иерусалим занимает центральное место в национальном сознании как евреев, так и палестинцев. В иудаизме он является воплощением еврейской духовности, символом национального спасения. Идея возвращения в Иерусалим на протяжении веков способствовала сплочению еврейского народа в рассеянии. Светский сионизм, основываясь на традиционной приверженности евреев Иерусалиму, постепенно превратил его в знамя борьбы за создание национального государства в Палестине.

Для палестинцев Аль–Кудс (арабское название города, до сих пор противопоставляемое еврейскому Иерушалаим) – третья святыня ислама после Мекки и Медины. По преданию, храм Купол Скалы хранит отпечаток ноги пророка Мухаммеда, а мечеть Аль–Акса напоминает о его ночном путешествии в Иерусалим.

Формирование палестинского народа как национальной целостности тесно связано с Иерусалимом в политическом, культурном, идеологическом плане. Реализацию собственной государственности палестинцы всегда непосредственным образом увязывали с признанием их национального суверенитета над Иерусалимом. В то же время, в 20 – ЗО–х гг. арабские националистические лидеры нагнетали страсти среди палестинцев, призывая сохранить арабский характер Иерусалима, «очистив» его от еврейского присутствия.

Немалую роль в раздувании межнационального конфликта в Иерусалиме сыграла политика Англии, которая, действуя по принципу «разделяй и властвуй», намеренно нагнетала враждебность в отношениях между двумя общинами.

Еще одним фактором, способствовавшим политизации иерусалимской проблемы, является особое значение города для христианского мира. На протяжении двадцатого столетия в ряде международных инициатив предлагалось выделить город в отдельную территориальную единицу (corpusseparatum) под международным контролем. Интернационализация Иерусалима должна была обеспечить безопасность Святых мест и свободный доступ к ним, а также решить проблему взаимоисключающих претензий на Иерусалим со стороны евреев и арабов.

В результате первой арабо–израильской войны (1948–1949 гг.) вопрос о статусе Иерусалима был решен военным путем. В соответствии с соглашением о перемирии от 3 апреля 1949 г., город был разделен на западную часть, отошедшую Израилю, и восточную под контролем Иордании. Израильское руководство еще в 1948 г., практически сразу же после образования государства, приняло однозначное решение о распространении на Западный Иерусалим израильского суверенитета и о превращении его в столицу. Последующие попытки международного сообщества, правда, весьма робкие, вернуться к вопросу об интернационализации Иерусалима на основании резолюции 181/III Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. не имели успеха. Израильское правительство аргументировало свою позицию тем, что арабы, напав на Израиль в 1948 г., сделали резолюцию ГА ООН, в том числе и в ее иерусалимской части, юридически и фактически недействительной.

В июне 1967 г. ситуация, при которой Иерусалим на протяжении девятнадцати лет был разделен и находился под властью двух государств, была резко изменена. В результате «шестидневной войны» израильские войска в тяжелых боях овладели Восточным Иерусалимом, включая Старый город. Уже 27 июня 1967 г. кнессет принял два важнейших ордонанса, согласно которым законодательство, юрисдикция и администрация израильского государства распространялись на районы Восточного Иерусалима, в том числе и на Старый город. Меры по так называемому «объединению Иерусалима» включали роспуск муниципального совета, который управлял Восточным Иерусалимом под иорданской администрацией, депортацию некоторых его членов и передачу всех полномочий по управлению оккупированными районами муниципальному совету Западного Иерусалима, состоявшему исключительно из израильтян. В то же время израильские власти приняли специальный закон об охране Святых мест, обязавшись обеспечить свободу доступа представителей различных религий к священным для них местам,