Смекни!
smekni.com

Эффективность государственного управления (стр. 5 из 9)

Конфликт есть результат неинституционального негативного взаимодействия индивидов в обществе, контроль за которым либо ослаблен, либо совсем отсутствует. Под негативным взаимодействи­ем необходимо понимать такое взаимодействие индивидов, при ко­тором индивиды или часть из них, не в состоянии удовлетворить в полном объеме накопленную сумму потребностей в системе господ­ствующих отношений. Поэтому конфликт в своей основе имеет вполне реальное, жизненное противоречие, которое осмысливается и оценивается по разному в силу того, что участниками этого взаи­модействия являются неравно вооруженные различными капитала­ми люди (или агенты у П. Бурдье). В силу того, что источником конфликта являются базовые свойства индивидов и общества, кон­фликт «расползается» по различным сферам жизни, приобретая свою сферальную специфику. Последняя выражается в артикуляции конфликта на том языке, где или в какой сфере жизни людей лока­лизуется конфликт, а также в специфических методах предупрежде­ния и разрешения конфликта. Так политический конфликт пред­ставлен как такое негативное взаимодействие между индивидами, а также политическими объединениями, выражающими приблизи­тельно точно их интерес, которое предполагает положительный ре­зультат (государство или закон) для одной из сторон данного нега­тивного взаимодействия. Поэтому политическая борьба (постоянно воспроизводящийся политический конфликт) имеет обостренные формы, которые мы не наблюдаем в иных сферах жизни общества. Социальный конфликт — это такая форма негативного взаимодей­ствия между индивидами и социальными объединениями, также приблизительно точно выражающими их интерес, которое предпо­лагает такую форму организации совместной жизни, при которой воспроизводятся неравные свойства этих индивидов. При этом под неравными свойствами индивидов надо полагать неодинаковым об­разом ограниченную способность индивида присваивать социаль­ный продукт. Под последним понимается, созданный на базе суще­ствующего производства продукт, удовлетворяющий потребности индивидов.

Ограниченная способность присваивать человеком достижения цивилизации является результатом негативного взаимодействия в социальной сфере жизни. Различные объединения индивидов, воз­никающих на тождественных основаниях, выступают институциали-зированной формой существующего негативного взаимодействия, снимающий конфликтогенный характер социальных отношений, но могут воспроизводить его во взаимодействии с другими подобными социальными образованиями, чей интерес носит совпадающий ха­рактер. В условиях политической организации общества социаль­ный конфликт редуцируется в политический конфликт, и это про­исходит тем чаще, чем больший контроль за общественными про­цессами осуществляет государство.

Конфликты в экономике такое же распространенное явление как конфликты в политике, так и в социальной сфере. Особеннос­тью экономического конфликта является то, что они возникают в результате негативного взаимодействия между людьми как носите­лями производительных и потребительных способностей одновре­менно. Поэтому производство и отношения, выстраивающиеся на его основе, порождают негативное взаимодействие не институцио­нального характера не так часто. Даже конкуренция, которая явля­ется провоцирующим элементом негативного взаимодействия, нахо­дясь под контролем как со стороны сообщества предпринимателей, так и со стороны государства и представителей наемного труда, ос­лабляет конфликтогенный характер в экономической сфере жизни общества. Экономический конфликт, в силу значимости экономики для жизни общества в целом, редуцируется в политический практи­чески незамедлительно, потому иногда за политической борьбой мы не можем различить борьбу экономическую, борьбу экономических интересов. Совокупность негативных взаимодействий в экономике порождает кризис, такое состояние экономики, при котором осла­бевает стимулирующая роль прибыли. Прибыль в негативно взаи­модействующей экономике может пониматься как результат конку­рентного, а значит и конфликтного взаимодействия. Экономичес­кая борьба за наивысшую прибыль есть ключ к пониманию форм негативного взаимодействия не только в экономике, но и в других сферах жизни.

Итак, конфликт — это результат негативного взаимодействия в обществе, полагающий изменения отношений в сторону развитой по­требности индивидов. Тем самым конфликт находит свое оправда­ние в измененном индивиде, чьи потребности независимо от поло­жения индивида получили наиболее полное удовлетворение. В этом свойстве конфликта — прогрессивный характер, определяющий движение общества к индивиду, к его возрастающим потребностям.

Однако не только возрастающими потребностями выражается сущность негативного взаимодействия. Оно также выражается спо­собностью общества, в лице различных социальных сил, сдерживать последовательный ход развития производства и потребностей инди­видов. Подобное сдерживание влечет также негативное взаимодей­ствие. И в этом движении представлен регресс, желание удержать общество и индивида в замкнутом пространстве ограниченной по­требности. Данное негативное взаимодействие, источником которо­го являются базовые потребности индивидов, не желающих измене­ния потребностей других индивидов и порождает целую гамму про­тиворечий переходящих в антагонизм. В связи с негативным взаи­модействием, стороны которого всегда нацелены на противодейст­вие, общество образует совокупность индивидов, находящихся в противостоянии друг другу. Для государства подобное противостоя­ние есть естественное социальное условие его существования, есть та питательная среда, из которой оно всякий раз черпает свои жиз­ненные силы для очередных побед. Но в то же время государство возвышается над грубым материальным интересом и предстает в другом обличий, снимающим это противостояние и утверждающим родовую сущность человека, делая его равноправным гражданином государства и членом общества. В связи с чем государство может однажды провоцировать негативное взаимодействие, усилением не­равенства в обществе, в другой раз может ослаблять негативное вза­имодействие, усилением равенства. Усиление неравенства влечет за собой обострение конкурентной борьбы и усиление экономичес­ких мотивов производства. Усиленный мотив влечет повышенную производительность, повышенная производительность — расши­рение потребностей, последнее — усиление негативного взаимо­действия. Круг замкнулся, породив новый конфликт на новой ступени взаимодействия. Потому государство воздействуя на нега­тивное взаимодействие индивидов, разрешая конфликт, порождает новый.

Способность конфликта переходить из одной сферы жизни об­щества в другую или локализоваться в одной из сфер жизни и при этом в основе своей иметь базовые интересы людей, предполагает осуществлять контроль за его протеканием, а также осуществлять некоторые предупреждающие и разрешающие конфликт действия из единого центра. Государство в силу специфики негативного вза­имодействия осуществляет легитимированное воздействие не только на сам конфликт, но и на условия его порождающие. Государство использует не только свои управленческие способности, но и регу­лирующие способности. Поэтому конфликт может быть не только разрешен, но и предупрежден.

О предупредительных способностях государства писали такие философы как Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо. Их представления своди­лись к тому, что государство есть продукт или результат договора между людьми. Предметом этого договора являлась безопасность людей, которая была подвержена сомнению по причине естествен­но природной агрессивности людей (Гоббс) и частной собственнос­ти (Руссо). Инструментом снимающим накопившееся противоречие и антагонизм является право, которое принуждает людей осущест­влять действия не опасные другим. Борьба, как следствие природ­ной агрессии человека и его социальной агрессии, перестает быть средством объединения людей. На это средство начинает претендо­вать право. Необходимо отметить тот факт, что право, принудитель­но ограничив предел самодеятельности людей, делает их покорны­ми только в пределах права, тогда как человек обладает потребнос­тями, которые не всегда могут быть ограничены правом. Как только право начинает ограничивать потребности индивида до такой степе­ни, что он начинает прибывать в нужде, то право перестает быть инструментом мира, согласия и покоя.