Смекни!
smekni.com

Эффективность государственного управления (стр. 9 из 9)

Для государства сознание его граждан выступает объектом воз­действия и управления. Государство — это такая идеологическая форма организации бытия индивидов, которая представлена не столько материально-вещественными факторами, сколько духовны­ми. Государство прежде всего организует людей идеологически, вы­членением основополагающих принципов и норм, регулирующих отношения между людьми. Государство как часть политической сферы общества, по утверждению Д. Белла, «определяется своим собственным, особенным принципом, выступающим как норматив­ный фактор, регламентирующий ее развитие» [Иноземцев В.Л., XIX— XX]. Регламентирующая способность государства носит всеоб­щий характер, т.е. усредненный характер, не учитывающий особен­ностей индивидов, их статусных состояний. В данном случае учиты­вается степень распространения и глубина внедрения регламентиру­ющих принципов.

Государство стремится добиться всякий раз согласия по своим базовым принципам. Касается это экономики или политики, не­важно, важно одно, чтобы при этом имело место признание таких регламентирующих норм и принципов, которые образуют основу существующих отношений. Так, например, принцип конкуренции, как один из базовых принципов современного государства либо признается полностью, либо признается частично, но не может быть исключен как норма из отношений между индивидами. Ис­ключение данной или иной нормы, утвержденной государством, всегда связано с внеинстуциональными формами государственного управления конфликтами.

Особенности внеинституционального государственного управления конфликтами

Проблема регулирования государством внеинституциональных конфликтов возникает в силу того, что «противоречия, лежащие в их основе, не описываются существующими нормами, либо в ходе самого конфликта стороны или одна из них стремятся изменить нормы, обязательства, имеющееся положение дел и т.п. Иными словами, конфликт возникает относительно правил и норм...» [Ле­бедева М.М., 37].

Характерным примером внеинституциональных форм разреше­ния и предупреждения конфликтов в рамках государственного уп­равления является введение некоторых норм социального обеспече­ния Ф. Рузвельтом в результате негативного взаимодействия наем­ных работников и капиталистов в США и Блюмом во Франции в середине 30-х годов. Ф. Рузвельт так описывает данную ситуацию: «Вообразите на мгновение, что братец Гувер остался бы президен­том до апреля 1936 года, продолжая свою политику четырех пред­шествующих лет, не сделал бы никаких шагов в направлении соци­ального обеспечения или помощи фермерам, или ликвидации дет­ского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсий по ста­рости. Если бы это случилось, в апреле нынешнего года положение в нашей стране весьма напоминало бы обстановку, которую нашел Блюм, придя к власти. Французы двадцать пять или тридцать лет ничего не делали в области социального законодательства. Блюм взялся за него, ибо получил всеобщую забастовку уже в первую не­делю пребывания у власти. Забастовщики потребовали 48-часовой рабочей недели... Блюм провел закон, сокращавший рабочий день. Они потребовали оплачиваемого выходного дня в неделю, затем они потребовали немедленно создать комиссию для подготовки плана обеспечения пенсиями престарелых. Блюм сделал все это, но разве это не было слишком поздно» [Яковлев Н.Н., 157—158]. Подобный пример показывает, что государство должно обладать некоторой степенью готовности управлять конфликтом внеинсти-туционально, изменением существующих норм, а тем самым созда­нием необходимой совокупности институтов обеспечивающих функционирование данной нормы. Внеинституционалъные конфлик­ты — это продукт такого негативного взаимодействия в обществе, в котором государство не играет определяющей роли, в силу чего не готово оказывать эффективное воздействие на подобные формы взаимодействия индивидов. В подобных конфликтах оно может выступить в роли посредника или в роли источника разрешения конфликта. Какую позицию в той или иной конфликтной ситуа­ции займет государство зависит как от самого государства, так и от тех социальных сил, которые определяют существо негативного вза­имодействия.

В современном обществе базовым противоречием является про­тиворечие между трудом и капиталом. Это противоречие порождает негативное взаимодействие и требует от государства постоянного вмешательства в его разрешение. Основной конфликт, разворачива­ющийся в отношениях между наемным трудом и капиталом, между наемным трудом и государством, в меньшей степени чем прежде, но сохраняет свои внеинституциональные формы. Подобные кон­фликты, как и все внеинституциональные конфликты разрешаются посредством переговоров. Негативное взаимодействие в котором принимают участие не две, а три силы, одной из которых является государство, носят тройственный характер и получили название трипартизма.

Объектом переговоров, которые, как показывает практика нега­тивного взаимодействия, является в основном положение наемного труда, их условия жизни и потребности. Наемный труд или отдель­ные его отряды выступают социальным источником негативного взаимодействия, ибо их собственный интерес с течением времени предполагает изменение норм взаимодействия. В основе этого про­цесса лежат потребности представителей наемного труда, которые сами являются отражением измененных условий жизни и степени их эксплуатации. В субъективном плане степень эксплуатации вы­ражается степенью неудовлетворенности представителями наемного труда своими условиями жизни. Таких сегодня в развитых европей­ских странах насчитывается от 15 до 40% и более опрашиваемых в результате социологических исследований. А негативизм взаимо­действия индивидов, преуспевающих в экономическом и социаль­ном плане стран, базируется на субъективном состоянии, на внут­реннем противоречии, которое возникает на неудовлетворенной по­требности. Как говорил Гегель: «удовлетворение восстанавливает мир между субъектом и объектом, т.к. объективное, стоящее по ту сторону, пока продолжает существовать противоречие (т.е. пока чувствуется потребность), снимается в этой его однородности бла­годаря его соединению с субъектом» [Гегель, 314—315]. Поэтому чем в большей степени представлено удовлетворение потребностей, тем в большей степени ощущается полнота жизни, тем в меньшей степени вероятность негативного взаимодействия в обществе, тем в большей степени общество выражает существо индивидуальной жизни.

Внеинституциональные конфликты есть порождение самого го­сударства как основного института разрешающего конфликты. Со­временное государство, как это ни странно звучит, управляет кон­фликтом, порождает его вновь. Эта способность государства связана как раз с его способностью осуществлять универсальное воздейст­вие в процессе управления конфликтом через существующие инсти­туты государства. А порожденный государством новый конфликт требует от него же создание таких норм, которые позволили бы го­сударству направлять конфликт в институциональные формы разре­шения.


Из таблицы, которая предложена Йозефом Шмидом, видно, что разрешение конфликта в различных сферах жизни, через его инсти-туционализацию влечет за собой порождение как институциональ­ного конфликта, так и внеинституционального. Так, например, в экономической сфере посредством институциализации конфликта осуществляется поддержка антициклических усилителей спроса, но в то же время порождается ситуация, при которой активизируется теневая экономика, которая несет в себе внеинституциональный конфликт и будет требовать внеинституциональных форм разреше­ния этого конфликта. Обеспечение лояльности граждан по отноше­нию к государству и своему положению влечет за собой также вос­производство «частичного конфликта» в виде нового социального вопроса, забастовочного протеста. При этом объектом управления становятся протестные со стороны наемного труда формы отноше­ний. Данные формы негативного взаимодействия в обществе, раз­решаемые государством, а тем самым полагаемые как институцио­нальный конфликт, могут выходить за пределы существующих норм взаимодействия государства и гражданина. Государство управляет подобным конфликтом посредством применения голой силы, под­чиняющей одну из конфликтующих сторон осуществлять взаимо­действие в принятых нормах.

Вне институциональные формы разрешения конфликта, мы уже говорили, зависят от способности и готовности государства разре­шать их. Однако необходимо также говорить о готовности субъектов отношений, помимо государства, для достижения своих целей осу­ществлять негативное взаимодействие. Так, согласно социологичес­ким исследованиям, проведенным ИСПИ совместно с социологами г. Уфы в апреле 1997 г. по теме «Социальное и национальное само­чувствие населения Уфы», готовы идти на баррикады в прямом смысле этого слова 7,8% опрошенных, принимали участие в митин­гах 4,6%, а могли бы принять 32,8%, участвовали в забастовках 2,6%, а могли бы принять 29,9% опрошенных, принимали участие в насильственных действиях по отношению к представителям других политических сил, властей 0,2%, а могли бы это сделать 8,2% [Ива­нов В.Н., 287—293]. Абстрактный характер политических норм по­зволяет государству доводить разрешение конфликта до пределов текущей потребности государства, до пределов тех задач, которые вытекают из текущего характера негативного взаимодействия. Это возможно при условии наличия у государства такой социальной идеи, которая позволяет ему убедить индивидов в том, что пол­ное и окончательное решение конфликта будет иметь место в светлом будущем. Поэтому государство для того, чтобы конфлик-тогенный характер взаимодействия не проявлял себя в крупных масштабах, обеспокоено также о нормах идеологического характе­ра. Они выражены в некоторых приоритетах политики государст­ва, в идеологии государства. Данные нормы, как никакие другие, оказывают влияние на способность государства институциализиро­вать конфликт.