Смекни!
smekni.com

Эффективность государственного управления (стр. 7 из 9)

Изменение нормы — это результат взаимодействия групп инди­видов по поводу данной нормы. Основанием взаимодействия по по­воду нормы выступает не соответствующий потребностям индивида статус. Взаимодействие индивидов по поводу нормы может носить только негативный характер. Это положение вытекает из ограни­ченного характера, находящихся в руках государства ресурсов и не­возможностью государства полностью ими распоряжаться. Это по­ложение вытекает также из субъективных свойств индивидов, из их внутренних потребностей. Последнее становится ясным тем инди­видам, которые меняют свое статусное состояние. И такие жизнен­ные и юридические позиции как женатый или неженатый мужчина, предопределяют и субъективные свойства мужчины, его целевые ус­тановки и интересы. Государство в подобном взаимодействии стре­мится занять роль, с одной стороны, источника статусного деления общества, а, с другой стороны, роль «третейского судьи», определя­ющего права каждого из участников борьбы, на занятие данного статуса. В первом случае государство направляет негативное взаи­модействие в существующие институциональные нормы, во втором случае государство действует внеинституционально, осуществляя роль третьей стороны. Можно сказать, что государственное управ­ление конфликтом осуществляется пассивно и активно.

Пассивная роль государства в управлении конфликтом сводится к определению структуры статусов и социальных положений, через конституирование основополагающих принципов господствующих отношений. Государство в своем основном законе в принудитель­ном порядке определяет главное отношение — отношение к собст­венности. Этим государство определяет, а тем самым закрепляет всеобщий принцип, господствующий на всей подвластной ему тер­ритории. Так, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом, частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [Конституция РФ, 6]. Подобная декларация утверждает такой политический порядок, при котором статус инди­вида не может выходить за пределы существующих форм собствен­ности. Данное ограничение определяется государством как такое благо, которое является обязательным и неотъемлемым правом каждого индивида быть владельцем чего-либо как непосредственно (частная собственность), так и опосредованно (государственная и иные коллективные формы собственности). Определяя всех граждан формально владельцами, государство опирается при этом на естест­венную способность человека потреблять через присвоение предме­та потребности.

Состояние же человека, при котором присвоение ограничено по причине самого человека или общества, определяется государством как состояние ограниченного владения. Ограниченность владения есть результат ограниченной присваивающей способности индиви­да, за которую государство несет ответственность только тогда, когда ограничения есть результат природы или социального риска. Государство, опосредуя потребление определением статуса индиви­да, в то же время не берет на себя всю полноту ответственности за состояние потребления индивидов. Этим актом государство практи­чески освобождает себя от ответственности за фактическое состоя­ние потребления граждан, делая их всех формально равными (юри­дически равными) по отношению к собственности и неравными фактически или политически.

Из сказанного вытекает то, что государство защищает абстракт­ное право граждан быть владельцами чего-либо, а значит защищает фактическое богатство, принадлежащее каждому отдельно взятому индивиду, фактическое неравенство. При этом государству нет ни­какой разницы, владеет кто-либо большим или меньшим богатст­вом. Для государства является важным в этих отношениях различие в богатстве, статусная дифференциация. Но государство не создает социальную дифференциацию, оно ее юридически закрепляет и по­литически утверждает своим воздействием на те формы зависимос­ти индивида от условий жизни, которые экономически необходи­мы. Тем самым практически политико-юридическим образом структурируется общество по различным состояниям, выраженное в фактическом расслоении общества, в его дифференциации. Это вы­ступает объективным основанием для политических конфликтов в обществе, которые провоцируются самим государством.

Активная роль государства заключается в стремлении опреде­лить правомочия участников борьбы за изменение своих статусных позиций и легитимировать правовые формы конфликтов. Для до­стижения иного статусного состояния индивид или группа индиви­дов в современных обществах непосредственно не соотносятся с индивидами иных статусных состояний. Этот факт как раз обуслов­лен тем, что государство определяет политико-юридические статус­ные состояния общества. Поэтому индивиды, находящиеся в ущем­ленном статусном состоянии, предъявляют претензии не к другим индивидам, а к основному источнику статусного расслоения в об­ществе — государству. Отношение индивидов с ущемленным ста­тусным состоянием к государству с целью изменить его политику по отношению к себе всегда приобретает различные формы. Какие политические формы конфликта получат реализацию, зависит как от степени нужды одних и степени силы других. Государство при этом определяет комплекс правил, принуждающих действовать про­тивную сторону. Отклонения от принятых норм позволяет государ­ству использовать «легитимное физическое насилие» [Вебер М., 645], для того чтобы участники конфликта следовали утвержденным правилам. Борьба вокруг государства, выходящая за пределы леги­тимных норм, определяется государством как незаконная, посягаю­щая на основные устои государства, т.е. антигосударственная. Меры применяемые государством в данном случае могут быть настолько жестокими, насколько отклонение противоборствующей стороны от политических норм является существенным.

Институциализация конфликта — это утверждение государством своей способности разрешать конфликт, той структурой институтов государственной власти, которая представлена в данный текущий мо­мент

Поэтому деятельность государства по выработке различных норм, носит для него определяющий характер. Государственное уп­равление посредством норм, как выражения в идеальной форме значимых, и значимых в первую очередь для государства отноше­ний, является определяющим управлением.

В широком смысле под нормой понимают границу физической или духовной способности индивида или группы индивидов, сво­бодно без особых усилий присваивать что-либо. Индивид, напри­мер, не может вступить в отношения с камнем, вес которого превы­шает его физическую силу, т.е. способность его одолеть, то что ин­дивид не в состоянии одолеть и присвоить, посредством отношения к нему, он это может созерцать и при этом находить во всем нечто его услаждающее. Однако свойства индивида могут быть изменены либо под воздействием (объединением) таких же равных ему инди­видов (которые в отдельности не могли так же, как и он одолеть, что-либо), либо под воздействием технических устройств, делающих его способность во сто крат больше. И в том и в другом случае свойства индивида видоизменяются и при этом норма, граница способностей присвоения, изменяет свое значение. Изменяя свое значение норма делает индивида в состоянии вступать в те отноше­ния, в которые он прежде не в состоянии был вступить, или не вступать в те отношения, в которых индивид до определенного вре­мени находился.

Если природная норма объективно представлена в качестве сдержек, то духовная норма дается индивиду посредством воспита­ния и образования и сдерживает только в силу того, что индивид следует в своей жизни этой норме. Норма духовного характера — это идеальный барьер, табу, традиция и т.п., неписаный или писа­ный свод параметров отношения, это категорический практический императив бытия индивида, это общезначимое ограничение. Не нормативность уничтожают всякое отношение, живое делает не живым, нравственное — безнравственным. При ненормативных от­ношениях индивид стремится добавить те свойства и качества к самому себе, которые при нормативных отношениях ему не потреб­ны. Излишние, нетождественные индивиду свойства и качества ви­доизменяют норму, делают ее труднодоступной для участников от­ношений. Тем самым эту область отношений могут и покидают многие, которые могли бы при иных нормах быть полноценными участниками последних.

Норма есть субъективная основа управления конфликтом в об­ществе. Идеальный жизненный конструкт индивида может совпа­дать, либо не совпадать с нормой. Противоречия возникающие между нормой, господствующей в обществе и представлений инди­видов о значимом, обусловливают конфликт, который разрешается посредством государственного управления. Государственное управ­ление при этом понимается как такое воздействие на сознание ин­дивида или индивидов со стороны государства, при котором поли­тически значимая норма становится действующим фрагментом ин­дивидуальной жизни. Норма как бы вплетается в живую ткань чело­веческой жизни и в той или иной степени определяет ее. В соответ­ствии с чем норма сама как бы предопределяет параметры взаимо­действия индивидов, априори утверждая позитивные формы взаи­модействия. В силу того, что значимое в норме (политическое сим­волическое) и значимое для индивида (индивидуальное символи­ческое) не всегда совпадают, в этом случае приобретает значение материальная сила государственного управления, смыслом которой является поддержание политической значимости той или иной нормы.