Смекни!
smekni.com

Стратегический анализ развития компаний представителей киноиндустрии (стр. 5 из 7)

Сервисные компании

Инфраструктура киноотрасли динамично развивалась в последний период и соответствовала темпам роста всей отрасли в целом. На рынке имеется достаточное количество компаний, оказывающих различные услуги производителям кино. Так, на конец 2007 г. существовало 27 компаний по аренде техники и оборудования для съемок, 22 студии постпродакшн, 17 студий компьютерной графики и спецэффектов и т.д.

Спрос на услуги сервисных компаний не зависит напрямую от результатов проката фильмов и от их окупаемости. Данный сегмент киноиндустрии обладает приемлемым уровнем конкуренции и является гибким ввиду доступности любых технических средств из-за рубежа.

Финансирование киноиндустрии

По мнению экспертов из числа продюсеров, привлечение инвестиций не составляет проблемы в случае потенциально успешного и обоснованного проекта. Основной проблемой до сих пор остается возврат вложенных средств. Кинопроекты в большинстве своем не являются прибыльными, и производство многих кинофильмов осуществляется на различные безвозвратные средства. Можно выделить четыре основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка, реклама в фильмах (продакт плейсмент) и банковские кредиты.

Соотношение частных инвестиций и государственной поддержки в течение последних пяти лет кардинально изменилось. Если 5 лет назад средства государственной поддержки составляли до 90% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год, то в настоящее время соотношение средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.

Период случайных неконтролируемых частных инвестиций в России заканчивается.

Они привели к перегреву рынка, и при этом многие инвесторы (за редким исключением) больше не готовы бездумно вкладывать средства в кино без оценки их возврата. Появление нескольких успешных кинопроектов еще не позволяет говорить о том, что в киноотрасли появились собственные инвестиционные ресурсы.

Банковское кредитование кинопроизводства пока не получило широкого применения по причине высоких рисков проектов. Однако несколько банков практикуют кредитование кинопроизводителей, а некоторые банки работают над созданием подобных программ. В 2007 г. появилась новая схема финансирования кинопроектов, эффективно работающая в США и странах ЕС, - complition bond. Она основана на договорных отношениях трех агентов: инвестор - компания, предоставляющая услугу completion bond, - продюсер, при которой посредническая компания берет на себя обязательства перед инвестором кинопроекта по контролю производственного процесса фильма и гарантирует получение конечного продукта - фильма, а продюсерской предоставляет средства инвестора при условии ежедневной отчетности по проделанной работе, а также гарантирует регулярные перечисления средств со стороны инвестора. Дополнительная регламентация деятельности продюсеров, пользующихся данной услугой, также позволит им получать кредиты в банках.

Профессиональное сообщество кинопродюсеров работает над созданием фондов поддержки отечественного кинематографа, в котором предполагается создать систему распределения средств на новые кинопроекты на конкурсной основе, привлечения внешних инвесторов. Прогнозная оценка времени создания фонда - 2009-2010 гг.

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что дополнительное финансирование для развития киностудий можно получить в ходе приватизаций киностудий. Данный вопрос до сих пор вызывает много сомнений, так как приватизация может привести к потере производственных мощностей из-за плохого контроля над сохранением профиля приватизируемых объектов.

Инвестиции в строительство новых кинотеатров значительно снизились в последние несколько лет. Средняя продолжительность окупаемости одного киноэкрана возросла в несколько раз за счет увеличения стоимости строительства и насыщения тех географических сегментов рынка, где был наиболее высокий спрос на кинопоказ. В связи с этим соотношение распределения кассовых сборов - 50% в пользу кинотеатров - принимается большинством кинопроизводителей, которые заинтересованы на данный момент в значительном расширении киносети.

2.2. Преимущества «ТРИТЭ».

ТРИТЭ – творческое объединение, организованное в 1989 году Никитой Михалковым и его единомышленниками. Три слова - ТОВАРИЩЕСТВО, ТВОРЧЕСТВО, ТРУД - составляют название студии. За годы существования ТРИТЭ удалось наладить активное кинопроизводство, стать одной из самых известных кинокомпаний в России и снискать признание во всем мире.

Студией были созданы такие замечательные фильмы Никиты Михалкова как «УРГА» (премия «Золотой лев» МКФ в Венеции в 1991 году, премия «Феликс» за лучший фильм в Европе), «Утомленные солнцем» (Гран-при жюри МКФ в Каннах в 1994 году, приз Американской киноакадемии «Оскар» за лучший иностранный фильм 1994 года). «Сибирский цирюльник» был представлен на церемонии открытия Каннского кинофестиваля в 1998 году и стал лидером проката в России в конце ХХ века. Все три картины являются лауреатами Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

На «Студии ТРИТЭ» работали такие известные кинорежиссеры как Сергей Соловьев, Александр Адабашьян, Сергей Газаров, Джаник Файзиев, Владимир Хотиненко, Сергей Мирошниченко и другие. В течение последних лет студия успешно сотрудничает с Первым каналом: одна из совместных работ – «Остановка по требованию» - получила несколько призов на Российском фестивале телевизионного кино в Архангельске и принимала участие в церемонии награждения премией «Лица года». Телесериал «Азазель» стал победителем Национального телевизионного конкурса «ТЭФИ-2002» в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучший оператор». Художественный фильм «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко стал лидером кинопроката 2004 года. Продолжается работа над проектами «Статский советник» режиссера Филиппа Янковского, «Гибель империи» Владимира Хотиненко и «Анна Каренина» Сергея Соловьева.

Западные контакты «ТРИТЭ» необычайно обширны. Студия является лидером в области производства и оказания технических услуг при создании западных фильмов на территории Российской Федерации. Среди компаний-мейджоров ее постоянными партнерами выступают Fox Television, Warner Brothers, Paramount Pictures. А результатом совместной деятельности стали картины «Русский дом» (MGM), «Сталин» (HBO), «Полицейская академия – миссия в Москве» (Warner Bros.), «Святой» (Paramount Pictures), «Анна Каренина» (Icon Productions), «К-19: оставляющая вдов» (Intermedia ), «Изгой» (DreamWorks).

«Студия ТРИТЭ» - яркий пример успешного объединения творческих деятелей в создании художественных и документальных фильмов, издательских проектов, а также плодотворного сотрудничества с телевидением.

2.3.Преимущества«ART PICTURES STUDIO».

"Art Pictures Studio" - одна из первых профессиональных Студий в России по производству фильмов, музыкальных видеоклипов и рекламной продукции.

Кинопродюсеры Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский учредили новую кинодистрибуционную компанию ООО "Арт Пикчерс Медиа", которая займется кинотеатральной, телевизионной и DVD-дистрибуцией фильмов Art Pictures Studio, в частности фильма "Фобос" этой осенью, а также картин независимых западных студий.

"Арт Пикчерс" уже приобрела права на дистрибуцию десяти фильмов, в том числе мультфильма "Ослепительный Барри и червяки диско" немецкой компании Sola Media, "Скептик" у Strategic Partners, а также французской комедии "Нам 18", "Любовь кулинара", "Фейсбум", "Скоро на экранах", знаменитого "Пистолет для Дженнифер" и других.

"Ослепительный Барри и червяки диско" и "Скептик" выйдут в широкий прокат примерно 300 копиями, остальные фильмы выйдут либо ограниченным прокатом, либо только на DVD или по телевидению. Дмитрий Рудовский считает, что в ближайшие годы необходимые инвестиции в вывод на рынок новой кинодистрибуционной компании составят $7-8 млн. По его словам, партнеры уже привлекли кредит на частичное покрытие этих расходов.

Независимое кино в России является рискованным бизнесом. Аудитория фильмов, которые выходили числом до 100 копий, в стране за полугодие с декабря по май снизилась почти на 40%, составив 1,5 млн человек, количество таких лент сократилось со 105 до 73.

Бондарчук уже проявлял интерес к кинобизнесу: в феврале сообщалось, что он хочет вложиться в проект строительства сети кинотеатров в небольших городах России. Параллельно режиссер работает сразу над несколькими фильмами, в частности экранизацией «Евгения Онегина», лентой «Одноклассники.ру» и блокбастером о Великой Отечественной.

Компания Арт Пикчерс Медиа принимает активное участие в Американском кинорынке, который 4 ноября 2009 года открылся в Санта Монике, штат Калифорния. На кинорынке Арт Пикчерс Медиа представляет не только уже известные в России и за рубежом картины «Жара», «Обитаемый остров», мультфильм «Элька», но и новые фильмы компании. Именно к ним относится триллер «Фобос», который был впервые показан на американском кинорынке в Санта Монике 5 и 9 ноября.

Отрывок из фильма «Фобос» уже был ранее представлен на суд зрителя в Москве в октябре на форуме "Проект на завтра" Фестиваля современного кино «2morrow» и в Варшаве на кинорынке CentEast Варшавского международного кинофестиваля. Показанный тогда небольшой отрывок фильма вызвал интерес у зрителей, a программный директор самого молодого, но уже известного международного кинофестиваля «Трайбека» Дэвид Кок (инициатором фестиваля является Роберт Де Ниро) пригласил фильм к участию в этом престижном международном конкурсе.