Смекни!
smekni.com

Основы конструирования (стр. 12 из 20)

1) предпочтительны индивидуальные светильники ,расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900 ...2000 мм от пола ина расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя ) . Придругих работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемомположении относительно рабочей зоны ;

2)  блестящие предметы следует освещать рассеянным светом; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне , светлые – на тёмном ;

3) свет должен падать на поверхность предмета поднебольшим углом , это лучше выявляет фактуру ;

4) прозрачные предметы должны быть освещены  сзади ;

5) необходимо избегать резкой контрастности освещённостиобъекта рабочей операции и окружающего фона ( местное + общее освещение ) ;

6) необходимо исключать источники блёсткости , а также –ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения . Этоснимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–тояркий предмет , в то время как он уже ушёл из поля зрения . Послеобразы такжеснимаются применением дополнительных цветов .

Основы композиции.

Мы рассмотрели ранееинженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования(ХК) объекта.

Мы установили , что ЭА и Оконструкций тесно связаны с эстетическим анализом.

Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен)выполняться только квалифицированным дизайнером!

Эстетическим анализ можновыполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех егоутилитарных качеств и особенностей.

Эстетическим анализ требуетзнания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида ,особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля ,профессионального художественного вкуса и т.д.

Принципы “нравится – ненравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы.

В общем смысле эстетическиманализ позволяет для конкретного объекта выявить :

-  объёмно-пространственную структуру;

-  тектонику ;

-  гармоничность формы ;

-  цветовое решение

Далее , мы вначале рассмотрим основы композиции.

Прежде отметим , – всё , чтомы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е.применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-техническогои бытового.

В отличие от понятия“декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно илипреимущественно декоративного назначения.

Итак , композиция(лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязьважнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражаетсязамысел.

В основе композициитехнического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этихэлементов.

В качестве элементов выделяютгеометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта.

Композиция характеризуется –

-  категориями ,

-  свойствами и качествами ,

-  средствами.

Перечислим :

I.         Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структураобъекта.

II.        Свойства и качества :

A.        гармоническая целостность формы ;

B.        соподчинённость ;

C.        композиционное равновесие ;

D.        симметрия , асимметрия и ихсочетание ;

E.        динамичность и статичность формы ;

F.         единство характера формы.

III.      Средства композиции :

A.        определяющий композиционный приём;

B.        пропорции и масштаб ;

C.        контраст и нюанс ;

D.        метр и ритм ;

E.        тени и пластика.

Числосочетаний множества композиционных факторов очень велико :

например , взяв только 6основных свойств и качеств композиции , мы получим –

Поэтомузнание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбратьрациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.

Рассмотримосновные категории композиции и их взаимосвязь.

Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала вформе.

Втектонике выражается связь формы и содержания изделия.

Например, литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё, а не сварная или какая-либо иная конструкция.

Поэтомуговорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущихэлементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.

Т.к.конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия , тотектоника – одна из основных категорий.

Понятие“тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта –

-  его конструктивную основу(материал) ;

-  и форму во всех её проявлениях (вцелом и частном).

Конструктивнаяоснова , кроме материала включает силовых элементов конструкции , характер распределенияусилий (силовые потоки) , соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражатьвсё это.

Объёмно-пространственнаяструктура.

Всякая форма обладает двумясвойствами : она материальна и пространственна.

Материальная форма – этообъём , ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации.

Объём и пространство –равноправные элементы композиции.

Объёмно-пространственнаяопределяет характер взаимодействия объёма с пространством.

Можно сказать , что –

-     с одной стороны – объём долженвыражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать егофункционально-конструктивную основу ;

-     а с другой – в определённойзакономерности развиваться в пространстве , в идеале – таким образом , чтобы видяформу изделия в одной проекции , можно было представить , как онавыглядит в других.

Основные категории композициитесно взаимосвязаны :

материал« тектоника  « ОПС

Нарушение тектоники – ложноеотражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементовОПС объекта , и наоборот.

Такие нарушения возникают ,когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы– как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”.

Дизайнер идёт к формеодновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие.

Пример : мостоднопролётный                                                     балка


мост многопролётный ºнеразрезная балка

 


 Свойства и качества композиции

Свойства и качествакомпозиции позволяют выделить следующие эстетические показатели объекта :

*          гармоническую целостность формы ;

*          соподчинённость элементов ;

*          композиционное равновесиеэлементов ;

*          симметрию и асимметрию элементов иих комбинации ;

*          динамичность и статичностьэлементов , их характер.

Тем самым мы перечислилиосновные свойства и качества композиции объекта.

Их можно , достаточно условно, разделить на главные , определяющие данную форму , и второстепенные. Однакооценка качества композиции не может быть результатом механического суммированияоценок по отдельным её свойствам , что иногда “непрофессионалы” пытаютсяделать.

Определения.

Гармоническая целостностьформы – отражает логику иорганические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением.

Ю.С. Сомов “Композиция втехнике” :

Композиция МРС может бытьпостроена контрасте между сложной , насыщенной тенями структурой открытой части: направляющие , элементы суппорта , ходовые и тяговые винты , органыуправления различных наружных элементов: оребрений и т.п.

И лаконичными , чистымиобъёмами несущей части станины , опор станка и крупных формообразующихэлементов : коробки подач и скоростей , несущие стойки , столы и др.

Основное качество –контраст – противопоставление простого и сложного начал.

Соподчинённостьэлементов – определяетсязакономерностями композиции , которые зависят от вида (характера) объекта.

Например : втехнологическом оборудовании определяющими являются базовые элементы , несущиеосновную нагрузку. Их форма определяется материалами (прочностью и жесткостью).

Лицеваяпанель сложного пульта управления является фоном , на котором в определённой последовательностии сочетаниях расположены индикаторы и органы управления.