Смекни!
smekni.com

Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки (стр. 10 из 14)

28. Увидев школьное неприятное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я не хочу это слушать, перевожу разговор на другую тему.


Приложение 3

Урок. Постижение художественного образа "Лунной сонаты" Людвига ван Бетховена

ЦЕЛИ УРОКА:

· активизировать слуховую и эмоциональную зоны восприятия информации;

· развивать навыки музыкального образного мышления;

· формировать умение работать в диалоге с учителем;

· развивать навыки формирования собственной точки зрения и умения либо утверждаться в ее правоте, либо отказываться от нее в результате нахождения убедительных аргументов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

· учебный аспект:

o развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;

o развитие навыков слухового восприятия информации;

o развитие навыков поведения в момент эмоционального восприятия информации;

o развитие навыков "перевода" внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного поля;

· познавательный аспект:

o познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);

o получить представления о главном социальном противоречии, лежащем в основе французской буржуазной революции;

o создать мотивацию слушать и глубоко воспринимать другие произведения Бетховена;

o познакомиться с интерпретацией сонаты в исполнении Артура Шнабеля;

· воспитательный аспект:

o воспитывать положительное отношение к классической музыке;

o осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;

o воспитание чувства сострадания;

o актуализировать такое качество личности, как воля, показать ее силу;

· сопутствующие задачи:

o переход на глубинный уровень постижения музыки в рамках предмета

ТСО:

1. Компьютерная презентация урока

2. Аудио файлы с произведениями и фрагментами для анализа.

3. Иллюстрации

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Представление темы урока.

3. Прослушивание Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена

4. Дискуссия.

5. Анализ художественного образа Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена.

6. Итог дискуссии.

7. Выставление оценок.

8. Рефлексия.

Вступительное слово – название произведение, что такое горе в музыкальном произведении.

У. Я предлагаю вам глубже познакомиться с музыкой этого произведения по одной причине. А кстати, поднимите руку, кто знаком с этой сонатой?

(Несколько человек, учащихся музыкальной школы знакомы).

У. Это очень хорошо. Причина, по которой я предлагаю вам эту тему, заключается в том, что я сама полюбила Бетховена, когда мне было столько же лет, сколько и вам.

Идеальным уроком было бы просто приглушить свет, включить запись сонаты в исполнении Эмиля Гилельса или Святослава Рихтера и, не говоря ни слова, слушать музыку. Люди, которые стремятся к глубокому постижению музыки, так и делают, я уж не говорю о том, что в наших условиях невозможно – отправиться на концерт пианиста и, сидя в мягком, красивом бархатном кресле зала филармонии, слушать живое исполнение музыки.

Но мы сейчас с вами создадим обстановку, позволяющую впустить музыку в глубину нашего внутреннего пространства.

Давайте представим, что из соседней комнаты доносятся голоса беседующих людей, видеть их мы не можем, но слышим звуковые волны их разговора, иногда до нас доносятся отдельные слова. А может быть, это один человек беседует с самим собой. В обычной жизни такие беседы, как правило, скрыты от посторонних. И здесь, человек не догадывается, что его слышат, поэтому он открыт, ничего не скрывает от самого себя, потому что смысл этого разговора: найти ответ на вопрос "Как жить дальше".

Я предлагаю вам прослушать Лунную сонату Людвига ван Бетховена так, словно вы слушаете историю своего друга, что же он хочет вам рассказать.

У. Во время прослушивания вы можете рисовать образы, записывать слова-характеры, слова-эмоции.

У. (После прослушивания). Понравилась вам музыка? Поднимите руки, кто слышал это произведение раньше. Расскажите о своих впечатлениях. Какой этот человек? Кто он? Что он чувствует? Он – мужчина, женщина?

Д. Мужчина.

У. Старый, молодой?

Д. Среднего возраста.

У. Что с ним случилось?

Д. Не понятно. Сначала музыка была тихой и медленной, затем оживленной, наконец, стала какой-то быстрой, взволнованной.

У. Как вы думаете, главным действующим лицом в этих трех частях является один и тот же человек или каждая часть представляет другого героя?

Мнения детей могут разделиться: одни могут говорить, что эти картины не связаны между собой общей идеей, другие – что это происходит с одним и тем же человеком.

У. Пожалуйста, поднимите руки, кто поддерживает ту и другую позицию (по очереди). Хорошо, давайте послушаем аргументы в пользу обеих точек зрения.

Аргументируют, как могут.

У. Хорошо. Чтобы выяснить кто же прав, необходимо во всем этом разобраться.

Чтобы поглубже понять, что происходит в этой сонате, пригласим музыковедов. Они изучили всю биографию композитора, сопоставили факты биографии с творчеством и обнаружили отражение жизненных переживаний композитора в его произведениях.

Соната посвящена Джульетта Гвичарди и теперь навеки связана с этим именем и предшествующими ей событиями.

Представьте только: он – известный музыкант, композитор, его знает вся Вена, его принимают в аристократических салонах и аплодируют именитые вельможи. Она – юная девушка, берет у него уроки музыки, нежное создание. Как это часто случается, учитель влюбляется в свою прекрасную ученицу и, чувствуя ответное чувство с ее стороны, предлагает ей руку и сердце. А она? Отказывает ему!!! А принимает предложение совершенно бездарного сочинителя музыки, некого графчика…

А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?

У. Да, ночь, никакого света. Ночь – неЯсность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?

Д. Почему?

У. Конечно, золотые вы мои: если вслушаться в самую первую интонацию вопроса, можно услышать по-русски: "По-че-му?" или, "Как же так?". Но на немецком языке это звучит "varum? (варум)" и "wie so? (ви зо)". Не правда ли, нет совпадения в речевой и музыкальной интонациях. Но у Бетховена своя лексика – музыкальная. Послушайте фрагмент части ранее сочиненной сонаты №12, под названием marsh funebre. Читаем: "Marcia funebre sulla morte d'un Eroe", т.е. похоронный марш на смерть героя. Вот откуда пришла интонация первой части сонаты и совершенно очевидно, что она означает. Что?

Д. ….

У. Да, образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: "почему?" Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты, каково состояние этого человека, задающего свой вопрос?

Давайте, я поиграю вам сонату, и мы будем подыскивать слова, соответствующие эмоциональному состоянию вопроса:

Фрагмент1. – что вы почувствовали, каковы чувства героя?

Небольшое вступление – переборы звуков минорного трезвучия. Интонация голоса стала очень тихой, печальной.

Наконец, в верхнем голосе возникает интонация вопроса, нижний голос – сдерживает душевные порывы. Есть голос души, которая рвется к своей мечте, стремится к достижению желаемого, и есть голос разума, голос мудрости, голос жизненного опыта, который советует обуздать чувства, чтобы выжить.

Вначале вопрос звучит благородно и спокойно.

Фрагмент 2. – что вы почувствовали, каковы чувства героя?

Во втором эпизоде в вопросе появляется боль, душевные страдания. Словно человек обращается к своей судьбе: "ну почему, почему так получается у меня?". Краски мрачнеют: чувства движутся от печали к горестному состоянию.

Фрагмент 3. – что вы почувствовали, каковы чувства героя?

В третьем эпизоде вопрос звучит в самой высокой позиции: такое чувство, что человек дотягивается до своей мечты, но не может ее достать даже кончиками пальцев и срывается вниз.

Фрагмент 4. – что вы почувствовали, каковы чувства героя?

Здесь мелодия разрушается – мы слышим, что человеку слов не хватает, он вообще не может говорить, он плачет тихо очень на низких звуках, т.е. глубоко-глубоко в раненом сердце своем, как могут плакать мужчины. В этом плаче нет обиды, просто невыносимая боль.

- Как вы думаете, человек, в первой части справился со своим горем?

Д. Похоже нет. Он рассказал только о своем горе. Да и не всем, а самому себе.

У. Диалог не привел к ясности. Внутренний конфликт не разрешился.

А как вы понимаете его горе?

Вторая часть. Фрагмент 6.

Как вы думаете, чей музыкальный портрет здесь представлен?

Д. Можно предположить, что это образ той самой девушки.

У. Согласна. Зачем Бетховен представляет нам образ той, которая его так ранила? Не лучше ли было бы вычеркнуть его из сердца, забыть?

Д. Надо показать, какая она красивая.

У. Это верно. Но обратите внимание, во второй части есть маленькая середина, которая многое объясняет. Послушайте, пожалуйста.

Вторая часть. Фрагмент 7.

Нет ли здесь еще одного портрета?

Д. Да это же сам Бетховен…

Во второй части композитор отстраняется от своего переживания и можно сказать, холодно исследует причину своего стресса. Возможен ли союз таких разных людей, как он и Джульетта?