Смекни!
smekni.com

Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки (стр. 14 из 14)

У.М.: В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.

- Почему это стало возможным, можно ответить стихотворением Николая Савкова, участника тех событий. Он написал стихи о "людях города-фронта" слушающих музыку Шостаковича:

У.М.:

И не знали они,

что когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась-

Над краем передним

как гром, величаво

Другая симфония раздалась:

Симфония

наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу

бить не стал,

Чтоб город

Седьмую симфонию слушал!

И в зале – шквал,

и на фронте – шквал…

У.М.: (Историки дополнят).

Уч-ся: В течение всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией "Шквал" называлась операция артиллеристов. А артиллеристы её ещё называли – "Артиллерийская симфония". До мельчайших деталей была разработана партитура огненной "симфонии". В течение июля проводилось уточнение координат фашистских батарей, наблюдательных пунктов, узлов связи, штабов, дополнительно завозились снаряды.

У.М: Идею борьбы и торжества Человека по - разному раскрывают 4 части симфонии. Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил.

(На экране слайд №19: название 4-х частей симфонии.)

- Что такое сонатная форма и на чём она основана? (Вопрос музыковедам)

Уч-ся: Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.

У.М.: Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания и разрушения, добра и зла. Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остро конфликтной драматургии.

Вспомним 2 темы экспозиции – тему главной партии и побочной.

- Какой образ рисует главная тема? Каков её характер?

Уч-ся: Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у струнных, рисует образ героического народа.

У.М.: - Какая по характеру побочная партия?

Уч-ся: Мелодия лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная. Мелодия у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.

У.М.: - В чем особенность построения экспозиции?

Уч-ся: Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их. Побочная партия продолжает линию главной, таким образом, Шостакович расширяет показ образа Родины.

У.М.: - Какой следующий раздел должен быть в сонатной форме?

Уч-ся: Разработка.

У.М.: Разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Что появляется вместо разработки?

Уч-ся: Дальше идет знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия.

У.М.:

Звук.

Лёгкий далёкий звук,

Вдруг

Переходящий в стук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг,

Мерный тяжёлый шаг,

Вдруг

Шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысяч чужых сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь обращая в прах -

ВРАГ!

У.М.: В какой форме написан эпизод нашествия и что рисует он?

Уч-ся: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Эпизод нашествия построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.

(У.М.: Что противостоит теме нашествия? На каких интонациях строится эта тема?

Уч-ся:"Тема сопротивления" противостоит теме нашествия и строится на интонациях главной и побочной партий. Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла.

У.М.: - Какой следующий раздел в сонатной форме?

Уч-ся: Реприза

Уч-ся: - В чём необычность построения репризы?

Уч-ся: Идёт война, гибнут люди. Музыка изменилась, она передает скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побежденным героям.

У.М.: -Чем завершается 1 часть симфонии?

Уч-ся: Первая часть завершается кодой.

(На слайде №22 появляются слово "Кода", (звучит тема коды)

У.М.: - Какой образ рисует музыка?

Уч-ся: Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.

У.М.: Когда смолк последний аккорд, в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Она протянула его Карлу Ильичу Элиасбергу.

У.М.: - Какие чувства испытывали современники тех событий? (Вопрос биографам)

Уч-ся: Участники музея "Музы не молчали" при школе №235 спустя 30 с лишним лет отыскали эту девушку – ныне художницу Любовь Вадимовну Жакову.

Её голос записан на плёнку: "Музыка – это жизнь, раз была музыка – мы чувствовали: несмотря ни на что, жизнь есть".

У.М.: - Каково значение симфонии в борьбе с фашизмом и в сплочении международных антифашистских сил? (Вопрос историкам)

Уч-ся: Симфонию часто называют "хроникой", "документом", "Симфонией всепобеждающего мужества", "Симфонией гнева и борьбы". Симфония молниеносно получила всемирное признание. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.

(Концертмейстер Надежда Дмитриевна Бронникова, супруга Элиасберга и тоже участница памятного исполнения, вспоминает, как однажды, через много лет после войны к Карлу Ильичу подошли два немецких туриста: "Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой; если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр".

"Моё глубокое убеждение, что со времени Бетховена ещё не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами", сказал американский дирижёр С. Кусевицкий".

У.М.: И наверно, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.

У.М.: - Какие чувства возникли у вас после полученной информации на уроке?

- Почему тема урока звучит так "Пушки говорили, но музы не молчали"?

Уч-ся.:Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей того времени. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю. При школе №235 в Ленинграде под руководством Евгения Линда создан музей "Музы не молчали". В нём газетные вырезки о событиях тех дней, фотографии музыкантов, их личные вещи.

(Выставление оценок).

У.М.: Ваши впечатления от увиденного и услышанного я попрошу выразить, по вашему выбору: через сочинение, стихотворение, тест, кроссворд, рисунок.

Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране. В завершение урока исполним песню "Музы не молчат" (музыка Г. Мовсесяна, слова Е.Нефёдова).