Смекни!
smekni.com

Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки (стр. 13 из 14)

И она поправится".

- Какую музыку просит кукла? Громкую? Весёлую?

- А понравится ей весёлая музыка, когда она болеет?

- Покачаем вместе куклу:

Баю, баю, баю

Куколку качаю.

Куколка устала,

Целый день гуляла.

Положи, Танюша,

Ручки под подушку.

Крепко глазки закрывай,

Баю-бай, баю-бай.

- Уснула куколка? Положите её в кроватку.

- А что вы чувствуете, когда болеете?

- А как надо вести себя, если заболел кто-то из родных?


Приложение 6

Урок. Пушки говорили, но музы не молчали". Д.Д. Шостакович. Симфония № 7 "Ленинградская"

Внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда.

1. Рассказ о 900 днях Блокады.

2. Дети в голодном Ленинграде.

3. Что такое ленинградский метроном. Слушанье произведения.

4. Д.Шостакович в блокадном городе. Героическая история создания и первого исполнения 7й симфонии.

5. Радиовыступление Шостаковича.

6. Слушанье фрагментов симфонии, на экране демонстрация фрагментов фильма "Блокадный Ленинград".

Заключение: беседа – о чем поет симфония.

Урок сопровождается слайдами и видеофрагментами.

.Цели и задачи:

· Формирование эстетической компетенции учащихся и навыков аналитического мышления;

· Расширение кругозора учащихся;

· Развитие образного восприятия мира через музыку и слово;

· Развитие исполнительско - творческих навыков;

· Воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла.

Оформление доски: тема урока, портреты Д.Д. Шостаковича, фотографии с выступлениями музыкантов в годы Великой Отечественной Войны.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, диск со слайдами; фортепиано, ноты песен; тексты песен у учащихся, эмблемы: музыковеды, биографы, историки.

Ход урока

У.М.: Здравствуйте ребята. Тема нашего урока "Пушки говорили, но музы не молчали".

Сегодня мы поразмышляем о музыке, которая рождалась и звучала в годы Великой Отечественной войны, посмотрим, как боролся наш народ с врагом в блокадном Ленинграде и как эта борьба показана Шостаковичем через музыку в симфонии №7.

Но во время войны композиторы писали не только песни, но и крупные музыкальные произведения.

К таким композиторам в частности относится Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Родион Щедрин писал:

"Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,

это гимн человеку…,

это протест против жестокости…,

это исповедь художника

это летопись нашей жизни…".

У.М.: - В каких жанрах работал Д. Шостакович? (Вопрос музыковедам)

Уч-ся: Шостакович работал в разных жанрах, но основным является симфония.

У.М.: - Что такое симфония? (Вопрос музыковедам)

Уч-ся: Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра в 4 частях, где 1 часть обычно написана в сонатной форме.

У.М.: Седьмая ("Ленинградская") симфония – одно из наиболее значительных произведений Д.Д. Шостаковича.

- Когда она была написана? (Вопрос биографам)

Уч-ся: Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.

У.М.:Лев Болеславский писал в своей поэме "Шостакович"

(На экране: отрывок из поэмы "Шостакович" Л. Болеславского.)

Уч-ся:

Дежурить шёл, надев комбинезон

И то и дело каску поправляя.

С консерваторской крыши видел он

Весь Ленинград, до заводских окраин.

Затишье страшно стиснуло виски,

Достал, спеша, огрызок карандашный

И чистые эскизные листки

И - на бумагу замысел вчерашний.

На этот, в нотных контурах листок,

Как будто знак иного звукоряда,

Внезапно пепел неостывший лёг

Сгоревшего Бадаевского склада.

Такое чувство брезжило в душе,

Как будто в самом воздухе Седьмая

Жила неслышно до него уже,

А он лишь ловит звуки, ей внимая.

У.М.: В каких условиях писал симфонию Д. Шостакович? В чём необычность написания симфонии? (Вопрос биографам)

Уч-ся: Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.

У.М.: Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во время бомбёжек, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – "ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии", и услышал в ответ: "А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить".

16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами:

"Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение "Седьмой симфонией".

Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как "Ленинградская симфония".

- Почему Д.Д. Шостакович назвал так свою симфонию? (Вопрос биографам)

Уч-ся: Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.

У.М.: Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки:

"Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию".

Лев Болеславский писал в поэме "Шостакович":

Уч-ся:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня ваша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут,

Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Уч-ся:

Смолкают? Нет уж! Нет!

Молчать, нельзя!-

Уч-ся:

Оборотясь, отрезал. За очками,

Казалось, полыхнули не глаза,

А из души прорвавшееся пламя.

У.М.: Почему Шостакович отвечает "Нет! Молчать, нельзя!".

Уч-ся: Каждый творческий человек откликается на происходящие исторические события через свои произведения. Музыкант передаёт свои чувства и мысли, протестует против жестокости, конечно же, через музыку.

У.М.: Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.

У.М.: - Какая песня родилась также в прифронтовом Ленинграде в первые месяцы войны? (Вопрос биографам)

Уч-ся: Песня "Вечер на рейде" композитора Василия Павловича Соловьёва – Седого и поэта Александра Дмитриевича Чуркина. Как и все ленинградцы, они рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, работали в порту. Во время отдыха на борту баржи и зародилась песня о моряках, которые покидают родной город, прощаются…

У.М.: - Чем покоряет нас эта песня? (Вопрос музыковедам)

Уч-ся: Песня покоряет слушателя своей задушевностью, напевностью, задумчивостью и внутренним волнением.

У.М.: Споёмте, друзья, эту песню. (Исполнение песни "Вечер на рейде")

Как необычны истории написания произведений во время войны, так и необычны истории их исполнения. Но самой необычной историей и самым потрясающим фактом были первые исполнения "Ленинградской симфонии".

Шостакович закончил симфонию №7 в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года, а 29 марта - в Москве. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде.

- Возможно ли такое – симфония в блокадном Ленинграде? Да, возможно. Но давайте поговорим о тех трудностях, которые стояли перед людьми, участвовавшими в подготовке этого мероприятия.

- О чём говорят эти кадры? (Вопрос историкам)

Уч-ся: Люди умирали с голоду. В день получали "125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам". Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.

У.М.: В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100.

- Где взяли музыкантов для оркестра? (Вопрос биографам)

Уч-ся: По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

У.М.: Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

Даже в таких условиях город продолжал жить, работать и бороться.

- О чём говорят эти кадры? (Вопрос историкам)

Уч-ся: Работали фабрики и заводы – выпускали снаряды, ремонтировали танки, шили обмундирование. Действовала "Дорога жизни", соединяющая Ленинград со страной. И всё это благодаря стойкости и героизму ленинградцев.

У.М.: Сколько дорог прошли воины за войну. Сколько агитбригад выступавших на фронте и в госпиталях проколесило по дорогам войны. Тяжёлая дорога становилась "короче", когда звучала песня. Мы должны помнить тех, кто "мечом и песней" сражался за нашу Родину. Споемте песню "Эх, дороги…" (слова Л.И. Ошанина, музыка А.Г. Новикова), в которой есть такие замечательные слова "Нам дороги эти позабыть нельзя".

- Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию и именно 9 августа 1942 г.? (Вопрос историкам)

Уч-ся: Наверно, существовало несколько причин: 1. 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Они даже заготовили пригласительные билеты в ресторан "Астория" на празднование взятия Ленинграда. 2.Чтобы показать, что Ленинград жив и борется. 3.Шостакович посвятил её своему городу. 4. Поднять дух людям в осажденном городе.