Смекни!
smekni.com

Всеобщее среднее образование в СССР (стр. 3 из 8)

На основе успешного развития народного хозяйства развертывалась сеть школ всеобщего обучения, увеличи­валось количество средних школ, рос контингент учащихся. Однако рост сети школ народного образова­ния отставал от бурного развития народного хозяйства, что явилось тормозом в деле дальнейшего строительства всеобуча.

В июне 1930 г. XVI съезд партии, отметив, что страна имеет все необходимое для организации всеобщего пер­воначального обучения, указал, что переход к обяза­тельному первоначальному обучению и ликвидация не­грамотности сейчас являются главной задачей[15].

В резолюции по отчету ЦК ВКП (б) было сказано:

«XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблем реконструктивного периода — про­блему культурной революции. Однако темпы разверты­вания культурного строительства в стране еще совершен­но недостаточны. Съезд обращает внимание на необхо­димость их усиления. Проведение всеобщего обязатель­ного первоначального обучения и ликвидации неграмот­ности должно стать боевой задачей партии в ближайший период».

На основании решений XVI съезда партии Централь­ный Комитет ВКП (б) летом 1930 г. (25 июля) вынес развернутое постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это постановление является исто­рической датой в деле введения всеобщего обуче­ния в СССР[16].

14 августа 1930 г. ЦИК и СНК СССР также вынесли постановление о всеобщем начальном обучении.

Постановление ЦК ВКП (б) и постановление ЦИК и СНК СССР дают развернутую программу организации введения повсеместного всеобщего начального обучения семилетнего в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.

В 1930 г. Центральный Комитет принял постановле­ние о шефстве комсомола над осуществлением всеобщего обучения. Тогда же 20 тыс. комсомольцев было мобили­зовано на педагогическую работу. XI съезд ВЛКСМ считал первейшей обязанностью комсомола помогать партии и советскому правительству в осуществлении за­кона о всеобщем обязательном обучении детей, прини­мать самое активное участие в оказании всемерной помо­щи органам народного образования в проведении учета детей, подлежащих обучению, в расширении школ и интернатов, добиваться, чтобы ни один ученик не покинул школу, чтобы не было детей школьного возраста вне школы[17]. Ленинский комсомол проделал исключительно большую работу в помощь партии и правительству по осуществлению всеобщего обучения, вовлечению в шко­лу детей, по строительству школьных зданий и их обору­дованию. При разрешении столь грандиозных задач, которые стояли перед органами народного образования по осуществлению десятилетнего обучения, помощь ком­сомольских организаций была еще более действенной, более организованной. Особенно необходимо было их участие в работе по планированию школьной сети, вовлечению детей в школу, участие в организации соцсоревнования по строительству школьных зданий, их ремонту и мате­риальному обеспечению.

Было разрешено союзным и автономным республикам и краевым (областным) исполкомам, а также райиспол­комам вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплош­ной коллективизации.

Значительно увеличились ассигнования бюджетных средств на школу. Было предложено привлечь к финан­сированию всеобщего обучения, к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, проф­союзные, кооперативные и другие общественные органи­зации, а также инициативу широких масс (в порядке социалистического соревнования, специальных отчисле­ний, поступлений от культурных гектаров, коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и пр.)[18].

Советское правительство предлагали местным органам значительно усилить материальную помощь детям наименее обеспеченных родителей в виде бесплатного обеспечения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом; в целях мобилизации сил и средств советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обуче­ния, предлагалось создать в срочном порядке при краевых (областных) исполкомах, райисполкомах, городских, по­селковых и сельских советах комитеты содействия все­общему обязательному обучению.

Активное участие в осуществлении всеобщего обяза­тельного обучения принимали профессиональные организа­ции: отчисляли деньги в фонд всеобщего обучения, выде­ляли членов союзов для педагогической работы, организо­вывали курсы и семинары для направляемых в школы лиц с целью вооружить их необходимыми педагогическими зна­ниями[19].

ЦК ВКП (б) и Советское правительство дали указание о развер­тывании подготовки педагогических кадров для школ.

«Осуществление в кратчайший срок всеобщего обяза­тельного начального обучения связано с рядом крупней­ших трудностей, — говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г.— Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при усло­вии, когда дело проведения всеобщего обучения превра­тится в массовую общественно-политическую кампа­нию, опирающуюся на инициативу и самодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое исполь­зование таких методов работы, как культпоход, соцсо­ревнование, шефство предприятий над школами, обще­ственные смотры, массовые конференции и т. п.»[20].

ЦК КПСС предложил всем пар­тийным организациям рассматривать введение всеобще­го обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период.

Постановления партии и правительства о введении всеобщего начального обучения с 1930/31 уч. г. нашли горячий отклик среди широких масс трудящихся. Мест­ные партийные организации, органы власти приняли со­ответствующие решения. Были отпущены значительные материальные средства на постройку, ремонт и оборудо­вание школ. Были организованы фонды всеобщего обучения[21].

Уже через 7 месяцев после принятого ЦК КПСС постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения, ЦК ВКП(б) в по­становлении от 21 февраля 1931 г. отметил значительные успехи в деле практического осуществления решений XVI съезда партии и постановления ЦК ВКП (б); в промышленных городах, в фабрично-заводских районах и рабочих поселках был осуществлен в основном переход все­общего обучения на базе семилетки.

В годы первой пятилетки Советское правительство приняли ряд постановле­ний о школе, сыгравших огромную роль в улучшении ее работы. 8 марта 1929 г. было принято постановление «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей»; 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидации неграмотности»; 25 августа 1931 г.— «О начальной и средней школе»; 25 августа 1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и сред­ней школе»; в феврале 1933 г.— «Об учебниках для на­чальной и средней школы». 19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял программный документ об улучшении под­готовки специалистов с высшим и средним образовани­ем — постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»[22]. При ЦИК СССР был образован Комитет по высшей технической школе, в функ­ции которого входила разработка учебных планов, учеб­ных программ и методов преподавания для институтов и техникумов, утверждение сети этих учебных заведений, контроль за ходом учебной работы.

В этот период было завершено введение всеобщего начального обучения. В 1932 г. в стране работали 166 тыс. общеобразовательных школ, в которых учились около 21 млн. человек. Почти в 3 раза по сравнению с 1914 г. возросла численность учителей (в 1914 г.—231 тыс., в 1932 г.— 615). Значительно возросла сеть выс­ших и средних специальных учебных заведений. Если в 1927/28 уч. году в стране было 148 вузов, то в 1932/33 — 832. Соответственно увеличилось число средних специальных учебных заведений: от 1037 до 3509. Количество индустриальных вузов за пятилетку воз­росло в 10 раз, а техникумов — в 4 раза[23]. Однако позднее в результате ликвидации и объединения части вузов и техникумов их количество несколько сократилось и только к 1940 г. вновь поднялось, достигнув примерно уровня конца пятилетки.

К последнему году первого пятилетнего плана осуще­ствление всеобщего обязательного обучения приближа­лось к завершению. Полностью оно было закончено в 1934 г. В городах и промышленных центрах всеобщее обучение было осуществлено в объеме семилетней школы.

Второй этап развития советской школы охваты­вает период с середины 30-х и до конца 50-х гг. (вторая и третья пятилетки. Великая Отечественная война, чет­вертая и пятая послевоенные пятилетки). На этом этапе главной задачей наряду с другими, которые решало со­ветское учительство, являлось осуществление неполного среднего образования детей и молодежи — сначала семи­летнего, затем восьмилетнего[24]. Следует отметить, что уже на первом этапе семилетнее образование детей, особенно в городах, приобрело довольно широкий размах (в крупных городах и промышленных центрах большинство детей и подростков обучались в семилетках). К 1941г. школа достигла крупных успехов в развитии общего образования. В стране функционировали 199 тыс. общеобразова­тельных школ, на 75 тыс. больше, чем в 1914 г. Числен­ность учащихся в общеобразовательных школах состави­ла 35 млн. человек, или почти в 4 раза больше, чем в дореволюционное время. Количество учителей достигло 1238 тыс. человек. Около миллиона человек учились в сред­них специальных и 812 тыс. человек — в высших учебных заведениях.