Смекни!
smekni.com

Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности (стр. 2 из 14)

По мнению американского психолога А. Маслоу, человек в процессе самореализации (самоутверждения, саморазвития, самоактуализации) непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека - это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать. А. Маслоу рассматривает личность в контексте его теории мотивации [18].

Ученый утверждает, что потребность в самоактуализации (самоосуществлении) относится к высшему уровню иерархии потребностей. Он выделяет пять групп потребностей, представляющих собой блоки частных потребностей и запросов человека: физиологические потребности, социальная защищенность, потребность в социальных связях, потребность в уважении и самоуважении, потребность в самоактуализации (желании человека самоосуществиться, быть тем, чем он может быть). Человек с высоким уровнем самоактуализации посвящает свою жизнь поиску подлинных "высших ценностей - Истине, Красоте, Доброте, Совершенству" [16, с.85]. Исследователь отмечает, что при подавлении высших потребностей наступает заболевание души, поэтому необходимо уметь прислушаться к самому себе, чтобы затем проявить себя или актуализироваться. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Самоактуализирующиеся личности, являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность. В связи с этим А. Маслоу определяет цель гуманистического образования - самоактуализацию личности как познание собственной идентичности и неотрывное от него познание своего предназначения.

Психолог и терапевт К. Роджерс считает стремление человека реализовать себя, проявить свои потенциальные возможности главным побудительным мотивом творчества, присутствующим в каждом индивиде и ожидающим подходящих условий для освобождения и проявления. В связи с этим, К Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Ученый считает приоритетным направлением личностное развитие, развитие адекватной и гибкой "Я-концепции", формирующейся в процессе взаимодействия объекта с окружающей средой и являющейся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. По мнению К. Роджерса, личность полнее всего проявляет себя в опыте, который включает все то, что происходит с человеком в данный момент и доступно сознанию. Следовательно, педагог должен увидеть в поле личного опыта ученика те проблемы, которые важны для его развития. К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ученику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Ученый обозначил факторы, обуславливающие самореализацию: позитивное отношение со стороны окружающих; удовлетворение потребности в безопасности, уверенности в будущем; благоприятная социальная ситуация развития (положение ребенка в семье, условия воспитания); удовлетворение потребностей в любви и дружбе, социальный статус; самоуважение, положительная "Я-концепция"; самопознание, степень открытости своему опыту переживаний; самоопределение, нахождение своего смысла в жизни; стремление к удовлетворению когнитивных и эстетических потребностей, потребности знать и понимать; успехи и достижения личности в различных видах деятельности; право на выбор личностно-значимых видов деятельности; способность к самоорганизации, саморегуляции; познание других людей и установление взаимоотношений с ними, искренность и открытое дипломатическое общение [16, с.117-118].

Для нас значимы положения гуманистических психологов, опирающихся в своих трудах на природные особенности и индивидуальность человека с учетом его внутренних потребностей и ценностных ориентиров.

Существенный вклад в развитие идеи самореализации и выявления условий ее осуществления внесли А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Так, австрийский психолог А. Адлер определил индивидуальный характер самореализации. По его мнению, люди тянутся вперед и всегда находятся в движении к личностно значимым целям, которые выбираются индивидуально. Следовательно, люди в постоянном стремлении к совершенству способны планировать свои действия и определять собственную судьбу [16, с.84].

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является обретение "самости" - величины, относящейся к сознательному "Я" и обозначающей целостность человека [16, с.64]. "Самость" ученый определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых целей и реализует себя более полно.

Согласно Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности. Свободу, при которой человек может быть автономным и уникальным и при этом чувствовать себя частью мира и в то же время независимость от него, ученый назвал позитивной свободой [48, с.34].

По мнению американского психолога Карен Хорни, самореализация - это выражение реального собственного "Я"; это целенаправленная внутренняя сила, общая для всех людей, но уникальная и творческая, побуждающая человека к реализации заложенных в нем возможностей; это рост и осознание понимания себя самого. К условиям самореализации она отнесла систему ценностей, которая вырастает из стремления к самореализации. Человек не может раскрыть свой потенциал, если не доверяет себе, не активен, не продуктивен, если не строит взаимоотношения с людьми в духе взаимности. Необходима та атмосфера, которая дает личности ощущение внутренней безопасности и свободы, позволяющие иметь свои собственные мысли и чувства и выражать именно себя [16, с.103].

В трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. интересующая нас проблема рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Методологией для объяснения самореализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий освещать данный процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности.

Исследуя природу личности и обозначая индивидуальность как основу личности, Б.Г. Ананьев приходит к выводу, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека [16, с.110]. Согласно данному подходу мы можем выделить направление характеристики самореализации через понимание природы личности и индивидуальности, как ее основы.

Ориентируясь на данный подход к проблеме самореализации с точки зрения творческой активности индивида, мы будем выстраивать свое дальнейшее исследование.

В русле рассуждений о деятельностной форме творческой активности индивида интересно мнение Г.И. Щукиной, считающей, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Еще Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне ребенку нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, оригинальные [53, с.146-148].

Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект созидается и определяется в своих деяниях, в своей творческой самодеятельности, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть. Ученый определяет самореализа-цию как один из важнейших мотивов человеческой деятельности, как стремление испытать и выявить свои силы и способности [32, с.46].

Современный психолог М.П. Гинзбург определяет самореализацию человека как активное участие в различных сферах жизнедеятельности и рассматривает данное понятие в единстве с самопознанием. В то же время самопознание он относит к ценностно-смысловой плоскости (как осознание каких-либо присвоенных ценностей как своих собственных), а самореализацию - к пространственно-временной плоскости (как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности). Ученый выделяет два аспекта самореализации: пространство и характер самореализации. Характер самореализации трактуется автором с позитивной точки зрения как творческий, а с негативной - как репродуктивный [11, с.76].