Смекни!
smekni.com

Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности (стр. 7 из 14)

Педагогически разумно организовать такую учебную деятельность, которая направляла бы школьника на самореализацию. Для этого педагогу целесообразно формировать суждения детей о значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры и гуманных отношений между людьми; вызывать у них эмоциональный положительный отклик на образцы художественной музыки; развивать стремление к вдумчивому восприятию, анализу и исполнению музыкальных произведений и самопознанию своих музыкальных возможностей.

Мотивация учащегося к самореализации, как представлено в научной литературе, не формируется, если в учебный процесс не введены те или иные элементы музыкальной деятельности учащихся (например, слушание музыки, практическое исполнительство, посещение концертов). Но при этом будут преобладать виды деятельности, устремленные к творчеству (что всегда вызывает подлинный интерес): вокально-хоровое исполнительство, пластическое интонирование; игра по слуху; игровые ситуации и т.д.

На наш взгляд, педагогу необходимо создавать психолого-педагогических ситуации, в которых ребенок сможет занять активную личностную позицию и раскрыться как субъект музыкальной деятельности. Речь при этом идет об активности музыкального восприятия учащегося, его воображения, творческого мышления; воспроизведения и создания нового и, конечно же, активизации самопознания. Поэтому нужна помощь педагога в изучении учащимся (анализа, самооценки) своих личностных и творческих возможностей. Организация данного процесса развивает навыки самонаблюдения, самокритики, самоконтроля и т.д. Этому способствует и содержательное оцениваниепедагогом музыкального опыта учащегося (уровень общей осведомленности о музыке; мотивация обращения к той или иной музыке); его музыкальной грамотности (наличие у ребенка способности "открывать" себя через музыку; степень его сопричастности к содержанию музыки; степень ориентированности в музыкально-выразительных средствах); музыкально-творческого развития (как придумывает содержание и развитие образа, отбирая способы и формы воплощения; насколько оригинален и выразителен; самостоятельность творческого поиска).

Действительно, активное действование - лучший путь овладения основами музыкального искусства. Сегодня, если иметь в виду творческие и финансовые возможности образовательных учреждений, действеннее всего активное приобщение к музыке происходит в процессе хорового пения. Включаясь в коллективное музыкальное творчество (а таковым и являются оптимально организованные занятия хоровым пением), ребенок начинает осознавать свою певческую деятельность как частицу общей деятельности коллектива по созданию общественно значимой музыкальной среды и осмысливает действительность через накопление положительного социально-художественного опыта. А он концентрируется в стихотворных строчках песен и хоровых произведениях, усиленных коллективным исполнением.

Мы на практике имели возможность убедиться, что импульсом, ведущим к музыкальному "самодвижению", самореализации школьника, выступает субъективно значимая ориентация на музыкально-познавательную деятельность. Важно, чтобы эта деятельность мотивировалась внутренними нуждами учащихся. Поэтому считаем необходимым учесть и направленность самих субъектов на самореализацию в музыкальной деятельности, наличие которой является одним из первостепенных внутренних условий организации данного процесса.

Впервые в психологию понятие "направленность" включил В. Штерн, рассматривая ее как склонность к какой-либо деятельности [11, с.7]. С.Л. Рубинштейн ввёл данный термин в отечественную психологию, расшифровав его как "динамические тенденции, определяющие человеческую деятельность" [29, с.69].

Большинство учёных рассматривают направленность как отдельную сторону личности и характеризуют её следующими функциями:

Интегральная функция обусловливает сущность направленности посредством ее внутренней структурой интегративных качеств, образующих систему, при взаимодействии со средой выступающей как нечто целое, обладающее качественной определённостью.

Системообразующая функция направленности личности определяет её иерархическую структуру. Это подтверждает В.Н. Аверин, рассматривающий направленность личности в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего процесс самоорганизации личности.

Функция целеобразования обеспечивает смыслообразование в процессе профессионального самоопределения, выработку системы жизненных целей (или смыслов), реализуемых в профессиональной деятельности и подготовке к ней, так как "направленность - не сумма многих ориентаций, она - качественно отличное образование идейно-целевого плана" (Г.Л. Смирнов).

Функция поиска недостающих элементов (способностей, качеств личности, знаний, умений) заставляет личность постоянно "совершенствоваться, впитывая в себя все новые и новые достижения человеческой культуры и социального опыта" (О.С. Аббасов). В ходе приобщения к деятельности, связанной с новыми интересами, мотивация этой деятельности приобретает более значимый характер, происходит процесс образования в себе нравственных привычек: быть собранным, доводить начатое дело до конца, выполнять данное обещание и т.д. (П.М. Якобсон).

Функция избирательности направленности личности "обусловливает избирательность поведения личности и ориентацию деятельности на достижение жизненно важных целей" (А.М. Мейерович), обеспечивает субъективную значимость тех или иных ценностей, активность восприятия и интериоризации личностного опыта и индивидуальность развития личности [51, с.394-397].

Эти положения позволяют нам выделить музыкальную направленность в структуре личности учащегося как целостную динамическую характеристику, которая отражает единство общих качеств и специфических свойств личности, характеризует положительное отношение субъекта к избранной деятельности в области музыкального искусства, задает процесс личностного самоопределения. Понимание значимости своей музыкальной деятельности и осознание возможности самовыражения и саморазвития в ней становятся главными побудителями к дальнейшему выбору учащимся профессии и стимуляторами активности в овладении ею.

Таким образом, при реализации условий формирования педагогом позитивного отношения учащимся к самореализации в музыкальной деятельности и принятия ее субъектом в качестве своей личностной цели, направленности его на восприятие, воспроизведение музыкальных ценностей и курса на собственное музыкальное творчество, будет достигнута основная цель образовательного процесса - развитие целостной личности учащегося как будущего творца, а, следовательно, и его самореализация в музыкальной деятельности.

На активность реализации учащимся своих музыкальных возможностей влияет следующее внешнее педагогическое условие - формирование у него умений самореализации в ходе музыкальных занятий: обучение навыкам самопознания себя и своих музыкальных возможностей, действиям по проектированию способов и приемов самореализации; воспитание самоорганизационных умений. Реализуя данное условие, педагог получает реальную возможность раскрыть сущность индивидуальности процесса творчества ребенка, возможно будущего музыканта, а также обеспечить механизм его самостановления, инициируя личностно-технологический компонент самореализации.

Обучение школьника действиям по проектированию способов индивидуальной самореализации в музыкальной деятельности создает условия для его самоорганизации - практического перехода от мысли к действию по созданию себя, своего "Я" в реальном поведении.

Такой переход от мысли к действию в реальном поведении человека проявляется в его учении и самовоспитании - сознательной деятельности учащегося, предполагающей сознательный поиск идеала в социуме, культуре и эмоционально-волевую интенсивность по созданию себя, своего "Я". Содействие педагога в организации данной деятельности является залогом будущей самореализации подростка, для чего ему необходимо решить следующие основные задачи:

раскрыть позитивные представления о связи музыки с жизнью человека и доступными художественно-воспитательными средствами развивать у подростков готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;

вооружить подростков эстетически проникновенными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями;

пробудить их стремление к музыкальному самообразованию и самовоспитанию на основе понимания важности процесса саморазвития в духовной жизни человека, содействовать овладению кругом умений для самостоятельного и полноценного знакомства с широким спектром явлений музыкального искусства.

Наша школьная практика засвидетельствовала, что спонтанное музыкальное саморазвитие учащегося, как правило, нацелено лишь на то, что "рядом лежит": модную, развлекательную музыку невысоких художественных достоинств. Такое учение, основанное лишь на влиянии подростковой микросреды, не может обеспечить полноценно художественной направленности музыкального самовоспитания. Очень важно уметь связать этот спонтанно приобретаемый ребенком опыт, значимый для него, с предлагаемой педагогом идеей музыкального самообразования.

Содействие педагога в самоорганизации учащегося является залогом его будущей самореализации, для чего необходимо [1, с.156]: "раскрыть позитивные представления о связи музыки с жизнью человека и доступными художественно-воспитательными средствами на основе понимания важности процесса саморазвития в духовной жизни человека развивать у детей готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых - настоящей и будущей; вооружить учащихся эстетически проникновенными и актуальными для самовоспитания и самообразования музыкальными знаниями; содействовать овладению учащимися кругом умений для самостоятельного и полноценного знакомства с широким спектром явлений музыкального искусства как способа организации музыкальной самодеятельности, полноценного проведения досуга; способствовать самовоспитанию и самообразованию учащихся посредством постепенной переориентации с модных образцов поп-искусства на художественно значимые музыкально-эстетические ценности, отбираемые ими самостоятельно на базе личных вкусовых пристрастий".