Смекни!
smekni.com

Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо (стр. 6 из 12)

2.5 Возможная нравственная подготовка в это время

Но, отрицая годность в эту пору рассудочного нравственного наставления и принуждения к обязанностям, Руссо, однако, признает необходимой уже и здесь известную нравственную подготовку для детей Ребенок не способен вникать в нравственные наставления, но у него есть внешние чувства, чтобы воспринимать примеры Не понимая нравственных обязанностей и не имея чувства долга, он может признавать одни чаконы и одну необходимость, - необходимость и законы естественного порядка вещий Вот чем можно пользоваться, подготовляя ребенка к будущей нравственной жизни Не надо наставлений для ребенка, давайте для его чувств, хорошие примеры "Наставники", - говорит Руссо, - "бросьте притворство, будьте добродетельны и добры, пускай ваши примеры запечатлеваются в памяти ваших воспитанников, пока проникнут в их сердца" Правда, замечает Руссо, "все эти добродетели из подражания - не более, как добродетели обезьяны, и всякое доброе дело только тогда бывает нравственно хорошим, когда делается, как доброе дело, а не потому, что так делают другие Но в возрасте, когда сердце еще ничего не чувствует, нужно заставить детей подражать действиям, к которым хочешь их приучить, в ожидании, пока они в состоянии будут их делать с рассудком и из любви к добру").

Как не надо в эту пору нравственных наставлении, так не надо и нравственной дисциплины А чтобы воздерживать от дурного, замените ее дисциплиной естественного порядка вeщей, дисциплиной необходимых следствий 1).

1) ibid. Стр.56.

2) ibid. стр.63-64. Если ребенок видит злобу гнев (воспаленное лицо, сверкающие глаза, угрожающий жест), "скажите спокойно, без аффектации, что бедняк этот болен, что у него припадок лихорадки".

3) ibid. стр.72, см. также стр. 61-62, стр. 72-73.

Против последних невозможно возмущение, как и против законов природы Если напр. ребенок солгал, не наказывайте ребенка за ложь "но сделайте так, чтобы все дурные последствий ее падали на его голову" 2)"Не делайте вашему воспитаннику никаких выговоров предоставьте ему получать их из опыта'' 3).

2.6 Физическое воспитание, по Руссо (в период до 12-ти лет). Значение физического воспитания и его средства

Но если в эту пору детства невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого слова, то здесь место широкому физическому воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным, - составляя необходимую подготовительную к последним ступень Быть физически сильный, здоровым необходимо как для морального, так и умственного развития В физической мощи - глубокие корни как добродетели, так и разумности "Первые наши учителя философии - наши ноги, руки, глаза", - замечает остроумно Руссо Тело - орудие получения первых познании и с него надо начинать рациональное воспитание "Для упражнения в каком-нибудь искусстве, нужно прежде всего достать инструменты, а для полезного употребления этих инструментов, нужно сделать их достаточно прочными, чтобы они могли выдержать свое употребление. Чтобы научиться думать, нужно, следовательно, упражнять наши члены, чувства и органы, которые суть инструменты нашего ума,а чтобы извлечь из этих инструментов всю пользу, нужно, чтобы тело, доставляющее их, было крепко и здорово" 4)"Настоящий человеческий разум не только не формируется независимо от тела, но, напротив, хорошее телесное сложение делает умственные процессы легкими и верными" Поэтому, "если хотите образовать ум вашею воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Чтобы сделать его умным и рассудительным, слетайте его крепким и здоровым пусть он работает, действует бегает и кричит, пусть находится в беспрерывном движении, пусть будет он человеком по силе, он тогда скоро сделается им и по разуму" 5).

Что касается средств физического укрепления, то Руссо здесь вполне совпадает с указаниями Монтеня и Локка, восставая, как и последние, против изнеживания ребенка. Он возмущается постоянным дрожанием, - чрезмерной опекой над ребенком. Предоставляйте ребенка побольше самому себе, чтобы он с первых, в буквальном смысле, шагов был самостоятельнее, увереннее и сильнее.

1) См. об этом принципе выше в главе 35-й, § 4. Руководящие идеи педагогической системы Руссо.

2)"Эмиль", стр.57.

3) ibid., стр.69.

4) ibid. Стр.103.

5) ibid., стр.92.

Когда Эмиль только начнет ходить, "у него не будет ни предохранительных шапочек, ни корзин на колесах, ни тележек, ни помочей: как скоро он научится передвигать ноги его будут поддерживать только на мостовой, быстро минуя ее" Пусть ребенок, самостоятельно пробуя ходить, будет падать и получать синяки, - все это в этом возрасте не опасно, а между тем страдание - первая вещь, которой он должен научиться и которая всего больше понадобится ему". "Я не только", - заме чает Руссо, - "не старался бы охранять Эмиля от ушибов, но, напротив, был бы очень недоволен, если бы он никогда не ушибался и вырос, не зная, что такое страдание" 1). Ради здоровья ребенка, ради его силы, предоставляйте свободу, простор его неустанным стремлениям к движению. Не держите его в испорченном комнатном воздухе, - пускайте его ежедневно в поле: "пусть он там бегает, резвится, падает сто раз на день: тем скорее он научится подниматься. Благодатное ощущение свободы - выкупает много ран". "Пусть Эмиль бегает по утрам босиком, во всякое время года, - по комнате, по лестнице, по саду; вместо того, чтобы бранить его, я буду ему подражать. Пусть он приучится ко всем движениям, которые благоприятствуют развитию тела, к принятию, во всех случаях, самого верного и удобного положения. Пусть он умеет прыгать с разбегу вверх, лазать по деревьям, перебираться через стену". Пусть умеет всегда сохранять равновесие и практически усвоит его законы, раньше чем познакомит с ними наука 2). Ради закаливания ребенка, Руссо рекомендует приучать его к разным переменам температуры, к перенесению холода, к жесткой постели 3), к переменам и перерывам сна 4), и т.п. "Если взяться за дело вовремя, действовать не спеша и постепенно, можно приучить темперамент к тем самым вещам, которые губительны для него, если он подвергается им в эпоху своего полного развития". Закаливание же важно и потому, что "суровая жизнь, раз обратившись в привычку, умножает приятные ощущения; изнеженная же подготовляет бесчисленное множество неприятных ощущений 5).

2.7 Воспитание внешних чувств

Что касается внешних чувств, то сторонник сенсуалистической психологии, которая в основу всех деятельностей души полагает ощущения, Руссо придает развитию их важное значение.

1) ibid., стр.44-45.

2) ibid., стр.122.

3)"Следует с малолетства приучиться спать на жесткой постели это лучшее средство не встречать больше дурных постелей".

4) Ребенок "долженуметь, без вреда для себя, ложиться поздно, вставать рано, быть внезапно разбуженым, проводить ночи без сна".

5) ibid., стр.108-109.

"Первые способности, развивающиеся и совершенствующиеся в нас, суть чувства. Значит, их нужно образовывать прежде всего, а между тем ими-то и пренебрегают более всего". "Упражняйте не одни только силы", - повторяет Руссо 1), - "упражняйте все чувства, которые ими управляют. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте!" В конце 2-ой книги "Эмиля" и дается довольно подробная психология и педагогика внешних чувств, замечательная по тонкости наблюдения н не только для того времени.

Осязание. На первом месте между чувствами Руссо ставит осязание. Правда, круг его деятельности ограниченнее зрения, но зато данные ею (восприятия ИХ основывающиеся на них суждения) вернее других чувств. "Простираясь только на то, до чего могут достать, наши руки исправляют легкомысленность других чувств, которые издали стремятся к предметам, едва видимым для них, тогда как все, что обозревается осязанием, обозревается им хорошо" 2). Помимо того, в соединении с деятельностью мускулов осязание дает и значительное количество ощущений: ощущения и суждения о температуре, объеме, виде, тяжести и прочности. Оно есть "чувство, которое мы чаще всего употребляем". "Поэтому в нем мы раньше других и приобретаем опытность". Однако, это не исключает и нарочитого развития чувства "осязания, чтобы сделать его столь же тонким, как оно оказывается у слепых, так чтобы даже ночью, в темноте, когда нам не служить зрение, мы могли, посредством осязания, иметь ясные и правильные восприятия. Будь у нас впотьмах последние, мы не боялись бы и темноты, как не пугает отсутствие света слепых. Отсутствие же определенных восприятии возбуждает наше воображение, и мы наполняем окружающую нас темь тысячами призраков и опасностей. Осязание дополняет не только зрение, но, в известной степени, даже и слух, "Положив руку на виолончель, можно без помощи глаз и ушей различить, по одному сотрясению и дрожанию дерева, какой звук издает она, низкий или высокий, и извлекается ли он из квинты, или из баса". Поэтому осязание можно бы поощрить так, "чтобы пальцами слышать целую мелодию". Руссо намекает даже на возможность именно благодаря осязанию сделать доступными музыкальные звуки глухонемым 3).

Зрение. Зрение имеет обширный район действия, по сравнению с осязанием. Но потому то оно "из всех наших чувств самое неверное": "при множестве одновременных ощущений и суждений, возбуждаемых им, возможно ли не ошибиться?!" Особенно мало верности в показаниях зрения насчет высоты, длины, глубины, расстояния. Но эту неверность зрения упражнением можно ослабить, если не устранить: недаром "у инженеров, землемеров, архитекторов, каменщиков живописцев глаз гораздо вернее, чем у нас, и они гораздо точнее определяют величину и расстояния" 4) и нет ничего легче - привлечь детей к упражнениям зрения. "Есть тысяча способов заинтересовать их в измерении, в знании, в оценке расстоянии". "Вот очень высокое вишневое дерево, - каким образом нарвем мы вишен?" Годится ли для этою лестница овина? Вот очень широкий ручей, каким образом перейдем мы через него. Можно ли перекинуть через него одну из досок, лежащих на дворе? Я хотел бы повесить качели между этими деревьями: будет ли достаточно длинна двухсаженная веревка?" и т.д. и т.д...