Смекни!
smekni.com

Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо (стр. 7 из 12)

1) стр.112.

2) стр.120.

3) То, что в наше время опытом оправдалось на известной слепо-глухо-немой американке Елене Келлер.

4)"Эмиль", стр.123.

Чтобы точно воспринимать и распознавать формы вещей, полезно рисование и геометрическое черчение. При этом Руссо хотел бы, чтобы воспитанник занимался рисованием "не ради самого искусства, а ради приобретения верного глаза и гибкой руки. "И, вообще", - замечает Руссо 1) - важно вовсе не знакомство его с темь или с другим упражнением, а та тонкость чувства и привычка тела которые приобретаются благодаря этому упражнению". Поэтому он хотел бы чтобы воспитанник рисовал не с рисунков или моделей, а с действительных предметов, чтобы глаз навыкал их схватывать правильно 2). Правда, учась рисовать этим способом, он долго будет пачкать бумагу, поздно приобретет изящество и легкость рисунка, даже, может быть, никогда не достигнет изящного вкуса в рисунке, "но взамен того, несомненно, приобретет более точный глазомер, более верную руку знание настоящих отношений в величине и виде и более быстрое знакомство с действиями перспективы". Полученные рисунки - при чем для Руссо наиболее дорогими являются самые первые самые грубые, - и пусть украшают детскую комнату. Геометрическое черчение, с линейкой и циркулем, познакомить ребенка точнее с различными формами и поверхностями тел.

Слух. Что касается развития слуха (его тонкости и музыкальности), то здесь полезны упражнения в ясной, правильной речи, пении и музыке. Так как ребенку чужды еще страсти, то совершенно не нужно знакомить его с аффектацией в речи и пении: декламация, как и театральное пение, не для его лет. Пусть приучается он говорить просто, ясно и хорошо, без аффектации достаточно громко но и без крика. В пении же сделайте его голос верным, ровным, гибким, звучным; ухо - чувствительным к гармонии, такту, и ничего больше". С обучением музыке не спешите и здесь, как и там, "избегайте всего патетического и выразительного" 3). Руссо, вообще против раннего, преждевременного возбуждения каким бы то ни было образом страстности и душевной аффектированности. (Припомним аналогичное отношение к аффектации у Фенелона и картезианский взгляд на страсти).

Вкус и обоняние. Что касается педагогического отношения к вкусу, то Руссо в согласии с основными взглядами, хотел бы "оставить у ребенка его первобытный вкус как можно дольше: пусть пища его будет простая и обыкновенная, пусть вкус его приучается только к мало приправленным кушаньям и пусть не образуется у него исключительного вкуса. Считая не естественным вкус к мясу и опасаясь за спокойный, мягкий характер детей, Руссо решительно стоит за растительное и молочное питание, за вегетарианство. Касаясь обоняния, Pycco отмечает связь ощущений обонятельных с воображением; сам по себе запах - ощущение слабое но, он возбуждает нервы и воображение: "потомуто на минуту он освежает темперамент, но в конце концов истощает его 4) Поэтому то обоняние и не должно быть слишком деятельно в первом возрасте".

8. Характеристика Эмиля перед годами ученья. В заключение книги (2-й) о воспитании физическом и внешних чувств Руссо рисует своего Эмиля, каким он стал к концу этого периода. Он, прежде всею, крепок и здоров "Здоровьем сияет его лицо, твердая походка придает ему бодрый вид". У него нет затверженных речей, заученных познаний.

1)"Эмиль" стр.128.

2) Автор популярного руководства к детскому рисованию Е. Буше также рекомендует при срисовывании рисунков иметь пред глазами и соответствующие им действительные предметы, чтобы вдуматься и разобрать рисунок, - все ли существенное в предмете и как представлено на рисунке. "Давайте рисовать", - изд. Горбунова-Посадова. М. 1908 г. Стр.9. "Самоучитель рисования"

3) ibid., стр.136.

4) ibid., стр.146.

"Идеи его ограничены, но ясны если он ничего не знает на память, зато многое знает по опыту, если он хуже другого ребенка читает в наших книгах, зато лучше читает в книге природы ^м его не на языке, а в голове" 1). У него, вообще, немного знаний, но много здравого смысла "он не будет глупо расспрашивать всех о том, что видит, но рассмотрит это сам, и, прежде нежели спросит кого-либо, будет биться из всех сил, чтобы узнать то, чему хочет научиться. Попадет ли он в непредвиденный просак, он меньше растеряется, чем другой, встретится ли опасность, он также меньше испугается". Если сравнить его с другими детьми того же возраста, то он превосходит всех. "Между городскими детьми нет ни одного, который бы был ловчее его, но он сильнее всякого другого. Между молодыми крестьянами он равен всем по силе и всех превосходит в ловкости. Во всем, что доступно детскому пониманию, он судит, рассуждает, предвидит лучше всех". И это совершенство он не купил ценою счастья напротив, одно способствовало другому. "Приобретая весь разум своего возраста, он был счастлив и свободен".

2.8 Вопросы

1. Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо? Чем важны материнские заботы о ребенке? Каких качеств Руссо требует от воспитателя?

2. В чем состоят первые заботы о ребенке? Как Руссо смотрит на пеленание? Почему важно закалять детей? Какое отношение закаливание имеет к нравственности? Какие указания Руссо дает насчет развития речи у ребенка?

3. Возможны ли умственные занятия с детьми до 12-ти лет? Позволительны ли они? Почему Руссо против книги в этом возрасте? В чем ребенок находит умственный материал для своего возраста?

4. Возможно ли здесь нравственное наставление? Почему Руссо и против нравственного приучения в этом возрасте? Чего он требует в нравственном отношении от детства?

5. В каком смысле возможна нравственная подготовка в этом возрасте? Чем можно заменить здесь нравственную дисциплину (нравственное приучение)?

6. Какое воспитание Руссо относит на этот возраст (до 12-ти лет)? Какое отношение физическое воспитание имеет к умственному? В чем состоят средства физического укрепления в этом возрасте?

7. Как смотрит Руссо на воспитание внешних чувств? Какое чувство Руссо ставит на первом месте и почему? Почему зрение он ставит на втором месте? Как можно развивать глазомер у детей? Чем полезно рисование? Что нужно дляразвития слуха? Почему Руссо против аффектированности в чтении и пении? В чем должны состоять заботы о вкусе? Почему обоняние не должно быть деятельно в детстве?

8 Каким представлен у Руссо Эмиль к годам ученья (в физическом и умственном отношениях)?

1) ibid., стр.150.

3. Педагогия эпохи Просвещения. Ж.-Ж. Руссо. Умственное и нравственное воспитание Эмиля

3.1 Возраст от 12-15 лет. Умственные занятия Эмиля

Возраст от 12 15 лет Руссо считает возрастом обучения. У ребенка в это время много сил, и немного потребностей: этим неповторяемым соотношением и излишком сил и следует воспользоваться для занятий

Но так как "наилучшее время для обучения" кратко, то надо знать, чем следует заниматься с ребенком. Руссо считает, что только небольшое число знаний, "которые, действительно, способствуют нашему благосостоянию, заслуживает внимания мудрого человека, а следовательно, и ребенка, которого хотят сделать таковым. Дело не в том, чтобы знать все, что есть, а только, что полезно" 1). Здесь, очевидно, в принципе Руссо повторяет Локка: он сын своего века, с его утилитарным миросозерцанием Но и в полезном надо соблюдать постепенность, на основе согласования с природой ребенка. Из знаний надо исключить еще недоступные для ребенка. Пока ребенок сознает себя только физическим существом, для него недоступно изучение человеческих нравственных отношений (о чем трактует история) 2). Он должен начать с изучения обстановки физической жизни, - с изучения земли и вселенной. "Остров человеческого рода - земля; самый поразительный для наших глаз предмет, это - солнце Как скоро мы начинаем удаляться от самих себя (т.е. перестаем жить одной физической жизнью), наши первые наблюдения должны обращаться на то и на другое 3). География, космография, физика, - вот первые знания, полезные и доступные пониманию ребенка.

3.2 Метод занятий, по Руссо. Принцип самодеятельности и самостоятельности

В усвоении знаний надо вести ребенка путем полной самостоятельности и самодеятельности. Руссо - ожесточенный враг книжности и всякого попугайства. Прочь книги и чужие объяснения, при которых всегда остается опасность недостаточно ясного и сознательного отношения к вещи.

1) ibid., стр.157.

2) См. "Эмиль", стр.221, где Руссо, по развитию самосознания человека, делит знания на два круга определяющие отношения человека к неодушевленным вещам (занятия для отрочества) и определяющие отношение человека к другим людям (антропологические знания для позднейшего возраста).

3) ibid., стр.159.

Ребенок должен учиться из фактов, а не из книг, и не при помощи чужих объяснений, а самостоятельным, собственным допытыванием явлений. "Я не люблю", - замечает Руссо 1), - "голословных объяснений; молодые люди невнимательны к ним и забывают их. Фактов! фактов! Я не могу достаточно часто повторять, что мы придаем слишком много силы словам; наше болтливое воспитание способно образовать только болтунов" 2) Надо учиться самостоятельно, из вещей, потому что "о вещах, которым научаешься сам собой, получаешь гораздо более ясные и верные понятия, нежели о тех, с которыми знакомят нас чужие уроки". Кроме того, именно учась так, "не приучаешь своего рассудка к раболепному подчинению авторитету и изощряешь ум, тогда как, принимая беспрекословно все, что нам дают, мы допускаем наш ум ослабевать в беспечности; подобно тому, как тело человека, которого всегда одевает, обувает прислуга и возят лошади, лишается, наконец, силы и употребления своих членов" 3). В интересах полной самостоятельности и самодеятельности в занятиях Руссо восстает против всяких искусственных помочей здесь, - в роде специальных приборов, машин, даже глобусов, карт: так раньше он исключал всякие помочи при первых попытках ребенка ходить. "Вы хотите преподавать этому ребенку географию и отправляетесь за глобусами, картами: сколько инструментов! К чему все эти представления? Зачем не покажете вы ему первоначально самый предмет?". В другом месте, говоря об изучении законов природы, он замечает по поводу разного рода приборов: "Атмосфера учености убивает науку. Все эти машины или пугают ребенка, или их наружный вид привлекает внимание, которое он должен бы обращать на их действия". Руссо хотел бы, чтобы питомец учился из самых простых, обыденных явлений, и если уж нужны приборы и инструменты, то делал бы сам их. Только в последнем случае, не теряя собственной ловкости и наблюдательности, мы получаем еще и увеличивающие их пособия 4).