Смекни!
smekni.com

Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо (стр. 8 из 12)

В 3 - и книге своею "Эмиля" Руссо дает несколько примеров такого самостоятельного изучения вещей и явлений. Вот, например, урок космографии: "Мы видели солнечный восход на Иванов день, мы посмотрим на него и в Рождество, или другой какой хороший зимний день, известно, ведь, что мы не ленивы и смеемся над стужей. Я озабочусь, чтоб это второе наблюдение происходило в том же самом месте, где происходило первое, и, благодаря небольшой ловкости в подготовке замечания, один из нас непременно вскрикнет: он, ой! вот забавно-то! Солнце всходит не на том месте! Вот здесь наши старые приметы, а оно взошло там, и проч.

1) ibid., стр.176.

2) Припомним суждения о словесном красноречии у Монтеня.

3) ibid., стр.171, 320 и др.

4) ibid., стр.171 - 172.

Следовательно, есть летний восток и зимний восток, и проч." 1). В области изучения географии "первыми его (т.е. воспитанника) пунктами пусть будут город, где он живет, и дача его отца; затем промежуточная местность, затем соседние реки, наконец, видь солнца и способ ориентироваться. Пусть он сам нарисует карту всего этого, карту весьма простую и сначала состоящую из этих двух предметов, к которым он присоединит мало-по-малу и другие, по мере знакомства и оценки их расстояния и положения" 2) В области физики, "при исследовании законов природы, всегда начинайте с самых обыкновенных и осязательных явлений. Я беру камень и делаю вид, что кладу его в воздухе, раскрываю руку, камень падает. Я взглядываю на Эмиля, который внимательно следит за тем, что я делаю, и говорю ему отчего этот камень упал? Какого ребенка затруднит этот вопрос? Никакого, ни даже Эмиля, если я не позаботился подготовить его к неуменью отвечать. Все скажут, что камень падает, потому что он тяжел. А что же тяжело? То, что падает. Следовательно, камень падает потому, что падает? Тут мой маленький философ, действительно, приходит в тупик. Вот его первый урок систематической физики" 3). Посредством самых простых опытов, можно изучить и другие свойства и вещи природы. "Опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если вы не оставили для воздуха прохода, воздух может, следовательно, оказывать сопротивление. Погрузите глубже стакан, вода займет некоторое пространство, не будучи в состоянии наполнить весь стакан, воздух, значит способен сжиматься до известной степени, и проч., и проч.4).

Так, Руссо рекомендует учиться не из книг и чужих объяснении, а из фактов самой природы. "Я ненавижу книги", - замечает Руссо 5), - "они учат только говорить о том, чего не знаешь". Одну только книгу он допускает, это - "Робинзона Крузо". Она так подходит к той самодеятельности, самостоятельности, которая составляет идеал и принцип воспитания Эмиля "Робинзон Крузо на своем острове, один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий, однако, свое пропитание, самосохранение и достигающий даже некоторого благосостояния: вот - предмет, занимательный для каждого возраста". "Этот роман будет служить для Эмиля, в ту эпоху, о которой идет речь (т.е. от 12-15 лет), вместе и забавой, и поучением. Я хочу, чтобы он увлекся им, чтобы он беспрерывно занимался своим замком, своими козами, плантациями Путь он вообразит себя Робинзоном, одетым в звериные шкуры", и будет полон забот, чтобы, подобно Робинзону, обеспечить себя всем, нужным для жизни. "Ребенок, торопясь сделал запас для своего острова, будет выказывать больший пыл к учению, нежели учитель к преподаванию. Он захочет узнать все, что полезно, и только это и захочет знать; вам не придется руководить им, а придется удерживать" 6).

1) ibid., стр.162.

2) ibid., стр.163.

3) ibid., стр.172.

4) ibid., стр.170-171.

5) стр.181.

6) ibid., стр.182 - 183.

3.3 Необходимость практических умений. Изучение ремесла

Полезное для человека не исчерпывается полезными знаниями. Каждый человек должен трудиться, должен уметь, при всех изменениях своего положения, зарабатывать себе хлеб и поддерживать свою жизнь. "Мы приближаемся", - замечает Руссо 1) - "к эпохе кризисов и переворотов. Кто может вам ручаться за то, что с вами тогда станется?" "Что же будет делать в ничтожестве этот сатрап, которого вы воспитали для величия? Чем будет в бедности этот ростовщик, который только умеет жить в золоте? Чем будет, лишась всего, этот чванный балбес, который не умеет действовать самостоятельно? Нужно, чтобы каждый умел работать и работал. Это - требование не только личного самосохранения, но и общественной справедливости "Кто в праздности проедает то, чего сам не заработал, тот вор; и рантье (т.е. тот, кто живет с процентов), которому государство платит за то, что он ничего не делает, не многим отличается в моих глазах от разбойника, живущего насчет прохожих. Труд есть необходимая обязанность общественного человека. Богатый или бедный, сильный или слабый, всякий праздный гражданин есть вор".

Но из видов труда "самым независимым от случая и людей" Руссо считает ремесленный труд. Все другие профессии, - архитектора, живописца, политика, учителя и пр. - ставят в зависимость вас от людей и от "счастья", "фортуны". Здесь всегда "важнее быть шарлатаном, нежели искусным", т.е. важнее всего подлаживаться ко вкусам людей и искать счастливого "случая". Один "ремесленник зависит только от своего труда". Поэтому Руссо "непременно хочет, чтобы Эмиль научился ремеслу" 2).

3.4 Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и педагогический

Но какому ремеслу надо учиться и учить? Прежде всего, постоянно полезному, которое не зависит от моды и не рассчитано только на праздных, богатых людей. Во взгляде на вещи Эмиль чужд предрассудка извращенных людей культуры. В обществе уважают искусства "как раз обратно их настоящей полезности". Напротив, Эмиль "все тела в природе и все труды человека должен ценить только по их видимому отношению к его пользе, безопасности, самосохранению Таким образом, железо должно быть в его глазах гораздо ценнее золота, а стекло - бриллианта. Точно также он гораздо более уважает башмачника, каменщика, чем Ламперера, ле-Блана и всех ювелиров Европы. Золотых дел мастера, резчики, позолотчики, золотошвеи, по его мнению, просто лентяи, забавляющиеся совершенно бесполезными вещами" 1).

1) ibid., стр. 195.

2) ibid., стр. 198 - 201.

Соответственно этому взгляду, Эмиль сам себе выберет честное и полезное ремесло: "он никогда не захочет терять время на труд, лишенный всякой цены, а другой цены, кроме действительной пользы, вещи для нею не имеют" 2). Первым и самым почтенным из всех искусств Руссо считает земледелие, за ним - кузнечное ремесло, далее - плотничье, и т.д., - в порядке сокращающиеся полезности. "Ребенок, не обольщенный грубыми предрассудками, будет судить точно так же".

Но, помимо полезности, Руссо указывает и другой критерий при выборе ремесла, - так сказать, психологического свойства. "Дайте мужчине ремесло, приличное его полу, а юноше - ремесло, приличное его возрасту". Ремесло должно соответствовать силе мужского пола и подвижности юношеского возраста. Как не стыдно, - замечает Руссо, - мужчинам присваивать себе те ремесла, которые исправляют женщины?! Равно, "всякое ремесло, принуждающее к неподвижности и сидячей жизни, изнеживающее и расслабляющее тело, не нравится юноше и не годится" 3).

Должны быть и некоторые другие соображения при выборе ремесла, - соображения насчет образовательных свойств ремесла: насколько оно опрятно, насколько связано с промышленной изобретательностью и сообразительностью 4), т.е. насколько может развивать и в духовном отношении.

Всем указанным требованиям наиболее удовлетворяет столярное ремесло. "Оно опрятно, полезно, им можно заниматься дома; оно достаточно упражняет тело; оно требует от работника ловкости и промышленной изобретательности, а форма работ, определяемая пользой, не исключает изящества и вкуса" 3).