Смекни!
smekni.com

Современные модели организации обучения (стр. 10 из 12)

В данном проекте может не быть специально организованно­го финала. Деятельность продолжается до тех пор, пока интерес к ней у детей высок, а потом она плавно переходит в другую деятельность. Зримым результатом может стать номер стенной или напечатанной газеты, в которой будут собраны тексты, схемы, графические математические модели, результаты измере­ний, интервью. Тогда издание газеты и станет запоминающимся финалом, а возможно, положит начало новому, «журналистскому» проекту.

Некоторые фрагменты этого проекта используются нами в работе с родителями. В последние годы для родителей будущих первоклассников проводится семинар, в котором взрослые в интерактивной форме знакомятся с принципами, способами, особенностями работы школы. Одна из частей работы семинара строится вокруг «изучения» школы, причем родителям предлага­ется выполнить задания, близкие к тем, которые выполняют дети. Например, одной группе поручается, пройдя по пустым кабинетам начальной школы, представить версии того, чем зани­мались дети в этих кабинетах в последнее время. Другая группа должна рассказать об укладе жизни школы на основе прочитан­ного в объявлениях, на стендах, афишах, табличках. Каждому уча­стнику третьей группы предстоит найти в школе место, которое может особенно понравиться его ребенку и составить маршрут к этому месту любым способом, не называя номеров кабинетов.

«Телемост»

«Путешествие по миру» длительный проект. Поэтому в нем, помимо финала, были организованы несколько кульмина­ционных моментов. Одним из них стал «Телемост» — встреча всех команд обоих классов, где дети могли предъявить друг другу освоенную информацию. Это форма конференции или круглого стола, позволяющая соединить монологические выступления (мини-доклады) и свободную дискуссию. По условиям игры команды находятся в разных местах, конференция в едином про­странстве ломает логику игры, поэтому играем в «Телемост». Каж­дая команда, сидящая за отдельным столом, может вступить в об­щий разговор только после «включения» ведущим. Эти условия помогают выстраивать организованное общение в едином поле. Дети понимают, что время в эфире ограничено. Это дает возмож­ность ведущему удерживать темп и временной регламент. Темы «Телемоста» заданы через вопросы для подготовки, которые каж­дая команда получила за несколько дней до «встречи в эфире».

1. Где вы уже побывали? В каком месте маршрута находитесь сейчас, куда направитесь дальше?

2. Опишите наиболее интересные для вас природные условия из тех, в которых вы побывали.

3. Сколько животных вам уже удалось поймать?

4. Какое самое большое и самое маленькое из пойманных вами животных?

5. Какое наиболее необычное и интересное для вас по окрас­ке, поведению, приспособлениям к окружающей среде животное из тех, что вы наблюдали?

Форма ток-шоу позволяет постоянно меняться ролями высту­пающим и слушающим. Этим она выгодно отличается от обычных докладов, где слушать бывает намного сложнее, чем выступать. «Телемост», начинающийся как мини-доклады от разных команд, постепенно переходит в диспут, когда выступления участников воз­никают спонтанно не как ответ на заданный заранее вопрос, а как реакция на предыдущее выступление. Например, африканская команда рассказывает о поведении ламантинов у восточного побе­режья Африки. Просит слова команда Южной Америки, чтобы рассказать о своих наблюдениях за этими животными в Карибском море. Ламантинов, оказывается, часто называют сиренами. Веду­щий предлагает вспомнить, кто такие сирены, и общий разговор выходит за рамки первоначальной темы. Роль телеведущего позво­ляет сказать тем, кто не удерживает заданные рамки диспута «Мы Вас не слышим», «Ваш микрофон пока не включен» и т. п.

При проведении «Телемоста» возможно и даже желательно иметь несколько ведущих. Это помогает держать в поле зрения всех детей, не пропустить интересную реплику или неоформлен­ное высказывание. Зная конкретных детей, ведущие по ситуации могут менять направление диспута так, чтобы дать возможность высказаться разным ученикам. Среди вопросов должны быть такие, на которые может ответить и неуверенный в себе ребенок, не «знаток» и не «оратор». Ближе к концу «передачи», когда «зна­токи» уже высказались, ведущий говорит: «А теперь мы просим выступить тех, кто пока молчал».

Наличие «в студии» заинтересованных зрителей из родителей и учителей придавало игре солидность.

Создание музея-зоопарка

Его подготовка начинается задолго до финала игры. В ней частично используются уроки труда, изо, музыки, физкультуры, вторая половина дня. Соответственно в кооперацию вступают учителя этих предметов, родители, заинтересованные старше­классники. Целенаправленная подготовка музея начинается после этапа коллективного проектирования. Но фрагменты музея, самой игровой акции его открытия спонтанно рождаются по ходу всего «путешествия». И тут очень важно не пропустить детские иници­ативы, поддержать их и помочь оформить.

В нашей игре-проекте разговор о том, как может выглядеть музей-зоопарк, как организовать праздник его открытия, возни­кал многократно. Постепенно возникает новая ветвь нашего комплексного проекта - дизайн-проект.

Многим детям трудно мысленно охватить все оформляемое пространство. Главная роль здесь принадлежит учителю, в нашем случае учителю изо. Но его задача не сообщать свои готовые идеи для реализации, а создавать поле обсуждения будущей экспозиции, в котором дети с дизайнерскими склонностями могут проявить себя. В процессе создания общего образа зоопар­ка привлекается прошлый опыт финалов проектов, виденное в музее Дарвина и в настоящем зоопарке. Рассматриваются раз­нообразные предложения, что из чего можно сделать, привлека­ются школьные и домашние ресурсы. Такая работа ведется в раз­ных режимах: общая дискуссия класса, работа дизайнерской группы двух классов и ежедневная работа во второй половине дня (1 — 1,5 ч) «материковых» команд двух классов. Учителя помогают детям понять специфику их командной экспозиции, ее возможности и ограничения. Из этого рождаются разные ди­зайнерские решения, требующие и разных предметных умений. Команды работают над своей экспозицией, осваивая определен­ные способы, но при этом видят, как работают другие, и могут по желанию помогать им. В результате экспозиция захваты­вает два класса и значительную часть коридора между ними. В нее входят:

- витрины в двух окнах кабинета и простенке между ними «Мир коралловых рифов» (окрашенная калька в окнах с плоски­ми бумажными раскрашенными рыбами и морскими обитателя­ми, большой коллаж в простенке из бумаги рекламных афиш и морское дно из настоящих раковин, кораллов, камней и т.п. на подоконнике);

- инсталляции «Джунгли Амазонки» (огромный живописный задник, полог леса из старой крашеной волейбольной сетки и спле­тенных девочками из лент-отходов лиан, большие цветы из гофри­рованной бумаги, объемные попугаи из детского бумажного конст­руктора, шитые змеи, бабочки из прозрачной ткани, плоские кар­тонные расписанные или обклеенные подходящей тканью звери);

- небольшая настольная панорама «Африканская саванна» (написанный задник, трава из крашеных опилок, многочисленные звери из плотной бумаги);

- «Австралия» (большой плоский картонный эвкалипт на сте­не, на нем и рядом с ним в натуральную величину австралийские звери - плоские из обклеенного мехом картона);

- маленький макет пустыни с настоящими кактусами, песком и глиняными пресмыкающимися и птицами;

- макет «Скалистые горы» (картонная конструкция в большой коробке, ткань с гипсом, пластилиновые звери, рисованный задник, «работающий» гейзер - - спринцовка, вставленная в дно коробки, залитое монтажной пеной);

- макет «Побережье Аляски. Птичий базар» (мятая крашеная бумага на оргалитовом основании, пенопластовая скала, гнезда из ниток, птицы, собачьи упряжки, морские животные из плас­тилина);

- стенды-коллажи «Ярусы жизни в океане», «Ярусы тропиче­ского леса», «Высотная поясность», «Тропические бабочки и жу­ки», «Происхождение аквариумных рыб», «Происхождение ком­натных растений»;

- выставка самодельных карт материков;

- выставка «Пойманные животные» (подборки листов по ма­терикам с описанием животных);

- живописные работы на темы путешествия;

- сшитые и принесенные из дома игрушки-звери;

- выставка комнатных растений - уроженцев тропиков и пу­стынь;

- небольшие авторские макеты;

- выставка книг о природе.

Представители команд готовятся вести экскурсии по «музею». Желающие подбирают звуки природы с кассет и записывают фонограмму, которая будет звучать в музее.

Если дизайн-проект такого масштаба неосуществим или по каким-то соображениям не привлекает учителей, можно ограни­читься его частями или заменить, например, настольным макетом зоопарка, населенного пластилиновыми зверями.