Смекни!
smekni.com

Современные модели организации обучения (стр. 6 из 12)

Эти задания, которые даются только на выходные, не закреп­ляют пройденный в классе материал, а предполагают, что совме­стная деятельность поможет родителям понять, что происходило в школе на текущей неделе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижения. Для детей такое задание - воз­можность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль — школьник — вызывает ува­жение взрослых.

Вернемся к летним картам как к возможности увидеть свою жизнь в форме путешествия по неизведанным местам. Появляет­ся необходимость понять, как люди договорились сообщать друг другу о путешествиях, используя только лист бумаги, какие знаки они для этого придумали, понять, как можно соотносить план и реальное пространство, попытаться всем вместе составить план похода в ближайший лес. На основе плана можно приду­мать множество задач, например определить длину пути от шко­лы до леса, если одна клетка в плане равна одному метру на ме­стности. Затем усложнить - одна клетка равна двум (или трем) метрам. Начертить кратчайший путь, найти его длину.

Можно начертить план пути от нашего кабинета в физкуль­турный зал, кабинет музыки, столовую, полагая, что одна клетка в тетради - это один, два или три шага в реальности. Или рисовать такие планы, основываясь на интуиции, а потом прове­рять путем точных измерений. Такая работа дает новый опыт вну­треннего ощущения пространства, его освоения и отображения.

Это было актуальным еще и потому, что реальная жизненная ситуация вынуждала поскорее понять, как устроено незнакомое, новое для второклассников трехэтажное здание школы, как в нем организована жизнь людей.

А год назад, в 1 классе, ребята рисовали план классной ком­наты, свою парту на ней, места своих друзей. С помощью плана разыскивали клад или помечали на плане свои тайные места.

Пространственный опыт ребята приобретали и когда получа­ли совсем чистый лист бумаги, без линеек и клеток. Как на лес­ной поляне им нужно было посадить неизвестные науке растения, похожие на буквы А, Б и т. д. Разглядывание этих полянок помо­гало увидеть, как по-разному можно распорядиться листом бума­ги - в одном случае растения равномерно разрослись по всем грядкам рядами, в другом — заполнили поляну большими окруж­ностями, а в центре расположился самый крупный экземпляр, в третьем - все цветки-буквы сосредоточились на нижнем крае листа и выглядели сиротливыми и неуверенными.

Ввели мы и ограничения по времени буквы должны вырасти за одну минуту. Как только садовник поймет по своим «внутренним часам», что время вышло, он поднимет руку, закончит работу, а на ухо учителю прошепчет реальное время в мину­тах и секундах. Потом результаты отмечаются на числовой оси, и выясняется, у кого «часы» сильно спешат, у кого отстают, да так, что результат не помещается на доске и числовую ось при­ходится мысленно продлевать, чтобы понять, где будет распола­гаться время такого запаздывающего «будильника».

Развитие внутреннего ощущения пространства, способности перенести представление о реальном пространстве на план и, на­оборот, с плана в реальность естественно продолжить на уроке физкультуры, где ребенок проживает пространство своим телом. Совсем нетрудно в спортивном зале или школьном коридоре, расставить в случайном порядке какие-то предметы. Мы часто ис­пользуем большой мягкий конструктор. На крупном листе бума­ги или на доске мы пытаемся изобразить пространство леса, гор­ной страны. Даем каждому препятствию свое название: Малое ущелье, Бурная река и т. д. Придумываем вместе роли для себя и способы передвижения. Почему-то чаще всего это роли животных.

На плане выбираем и помечаем маршрут. Иногда ребята отправляются на маршрут вдвоем. Очень важно, чтобы ведущий заботился о партнере и не увеличивал расстояние между ними более чем на метр. Обязательна смена ролей: только что был лидером, а теперь подчинись решению своего товарища.

Еще сложнее работа на спортивном комплексе, когда навстре­чу одной группе идет другая. Как разойтись, чтобы никто не упал, — это сложная задача. Я помню, как одна пара сумела, слов­но лемуры, повиснуть над доской, над «шумной рекой», а другая пара благодаря этому рискованному трюку легко, без потерь пере­бралась на противоположную сторону. В такой работе бывает мно­го драматических ситуаций. Мы с ребятами всегда их обсуждаем.

Летние коллекции, или «Летний бутерброд»

Кто-то из ребят, готовясь к пресс-конференции, принес в класс несколько камней и кость неизвестного животного, при­везенные с Селигера. Естественно, что рассказ свелся к ответам на вопросы «журналистов» об этих предметах, кость даже пыта­лись прикладывать к себе, разгадывая, что это за часть скелета.

Затем и другие путешественники стали приносить свои летние запасы камней, корней, ракушек, засушенных растений, остатки гранат и гильз, фотографии. Все это порождало много вопросов, не всегда ребята могли на них ответить, мы искали в школе людей, способных нам помочь, постепенно узнавая своих соседей.

Но далеко не у всех сложилась летняя коллекция как матери­ализованная память, разглядывая которую можно погрузиться в свои прежние состояния, наполненные теплом, солнцем, поко­ем. Ведь это лето непременно надо сберечь «и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробрать­ся на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» (Р. Брэд­бери. «Вино из одуванчиков»).

Мы стали придумывать такую коллективную коллекцию. Несколько дней не снимали со стены лист ватмана, и все в клас­се - и ребята, и учителя, и родители - записывали на нем то, что каждому хотелось бы запомнить, сохранить как память о ле­те: кусочек смолы, запах моря, хвои, лаванды, летних яблок, шум корабля, иголку с большого кактуса, велосипед, куст шиповни­ка у дачного окна, ощущения от немного колючей подушки в деревне, баночку клубничного варенья, абрикосовый компот, медузу, белую жемчужину, барашков на море, камень - полоса­тый, древний и морской и т. д.

В воскресенье ребята со своей семьей придумывали такую до­машнюю коллекцию. Однажды, когда мы в классе собирались пить чай и готовили бутерброды, пошутили: а нельзя ли взглянуть на лето и на себя летнего, как на большой такой бутерброд? А что такое бутерброд? Получилось, что это нечто слоеное, сохраняющее форму нижнего, главного слоя - хлеба, дающее новый вкус при одновременном надкусывании всех слоев. Вот такая модель; а ес­ли с ее помощью взглянуть на себя, что может получиться?

Кому-то пригодилось строгое слово «коллекция», а кому-то смешной образ - «бутерброд». Ребята очень часто сами находят и подсказывают нам новые способы и формы, с помощью кото­рых им легче выразить себя. Учителю нужно всего-то не прогля­деть эту ситуацию, поддержать, усилить ее.

Однажды, когда мы всем классом гуляли в лесу, к учителю подбежал самый молчаливый наш мальчик, раскрыл ладошку, а на ней уютно расположились желудь, маленькая шишка, кусо­чек бересты и красная ягода рябины. Правда, красиво? Хочется сохранить, а в классе есть целый мешок круглых деревянных подставок, на которых можно все это разместить. Начинается неде­ля всеобщего увлечения инсталляциями. В ход идет все: листики деревьев, хвоя, шишки, ягоды, ветки, сухая трава, цветы, лепест­ки лунарии, семена, кусочки ткани, нитки, пуговицы, клей, пластилин. У каждого получилось по 3—4 работы. Неожиданные, интересные работы и названия к ним удивительные!

Свободные тексты

Снова возвращаемся к текстам. Читаем «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери: «Они приходили неслышно. Уходили почти бесшум­но. Трава пригибалась и распрямлялась вновь. Они скользили вниз по холмам, точно тени облаков... Это бежали...» О ком это? Ваше продолжение? Горячие споры — это туманы, ветры, насеко­мые, какие-то таинственные животные, инопланетяне. А у Брэд­бери: «Это бежали летние мальчики».

Мир летних мальчишек:

«Одна дорожка ведет от зеленых ворот до красных. Еще одна дорожка ведет на участок Феди. Третья дорога ведет к затерян­ной дороге» (Егор Ю.).

«Я купался в море и видел морского ежа, селедку, мальков и рыбу-иглу. А еще я катался на яхте, и мы заплывали на вулканический остров, и я собирал камни, и взял кусочек лавы, и заходил в пещеру химеры, и катался на водных горках, и на верблюде, и на лошади» (Дима С.).

Мир летних девчонок:

«Разные фрукты и цветы. Высокие и деревянные дома. Резные окна и крыши. Светлый тоннель, где я с подружкой поклеила обои, и стало еще светлее. Лейка, огород, грядки и много солнца» (Даша В.).

«Это цветы и танцы, лошади, одуванчики, велосипеды, палат­ки на траве, теннис, игры в карты и Гарри Поттера» (Настя Б.).

Позже мы писали про осеннее настроение. Сравнивали себя осеннего с летним — что изменилось? Вот я летний, веселый, без­заботный. А вот я осенний.

«Осень за окном, падают желтые листья, скоро будет снег. Я иду по желтым и красным листьям и собираю их в букет. Мне на­встречу смотрит конь-единорог. Он лежит на опавших листьях, а я его глажу. У него золотая грива и блестит рог» (Аня Я.).

«Осенние листья, как дождь, летят с неба и сыплются на нос, а мы их не замечаем, потому что мы всегда куда-то спешим. А ли­стья все падают и падают, а мы их все не замечаем» (Люба К.).

Эти тексты всегда читаются вслух, в классе. Особенно понра­вившееся место читаем еще раз. Мы всегда стараемся найти уда­чу автора, иногда только одно предложение или словосочетание, понять его настроение. Обсуждаем, вместе радуемся.

Тексты-загадки