Смекни!
smekni.com

Фольклорные занятия в воспитании (стр. 7 из 11)

Затем можно предложить детям вместе сделать чучело Масленицы, нарядить его и поиграть, как-будто встречая ее, вспоминая при этом ласковые, народные выражения. Хорошо, если дети вспомнят песни о зиме, масленице, заведут хороводы вместе с воспитателем.

А какой народный праздник без игр, без качелей и каруселей? Исполняется танец-игра «Веселая карусель», игры: «Перетягивание каната», «Будь ловким», «Звонарь», «Горелки» и др., инсценируется русская народная песня "Как на тоненький ледок".

Педагог сообщает, что последний день масленичной недели называют прощеным воскресеньем. В этот день люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды, несправедливые слова. Это очень хороший древний обычай, не следует забывать о нём. После этого предлагает детям последовать этому доброму обычаю, поклониться друг другу в пояс, обняться и простить друг другу все обиды.

Целесообразно устроить в детском саду выставку «Широкая масленица», на которой будут представлены рисунки ребят, аппликации на темы, связанные с зимними развлечениями, масленицей. В течение всей недели дети по группам могут посещать выставку.

На следующем занятии дети готовятся к проведению традиционного зимнего праздника «Проводы русской зимы», который проводится на улице. Вместе с педагогом ребята распределяют роли любимых детьми сказочных персонажей, подбирают и изготавливают элементы костюмов, проявляя при этом свое умение и вкус. Разумнее всего провести данное занятие на материале предстоящего праздника. Дети инсценируют фрагменты сказок, исполняют песни, пляски, игры.

На прогулке следует обратить внимание детей на погоду: солнышко пригревает, сосульки «плачут», чувствуется приближение весны. Можно поиграть в горелки; поскакать на одной ножке и прокричать весеннюю закличку: «Приходи, весна! Приходи, красна!»

Перед праздником необходимо провести большую предварительную работу со всем коллективом взрослых, которые будут принимать участие в празднике. Для успешного его проведения желательно использовать технические средства. Спортивная площадка или участок детского сада украшаются цветными флажками, гирляндами, воздушными шарами, большими расписными плоскостными матрешками. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки, расписные платки, шали. Заранее можно сделать снежную крепость, ледяные горки, дорожки.

На празднике много сказочных героев: Емеля, Петрушка, Снеговик, Баба Яга, Снегурочка, Дед Мороз, Весна и др. Каждый персонаж представляется детям по-своему. Они играют с ребятами в игры, весело пляшут, используя знакомые плясовые движения, загадывают загадки, катаются на санях, играют в снежной крепости. После игр сжигается чучело Масленицы и закличкой зазывается Весна. В заключение праздника все угощаются горячими блинами.

В свободной самостоятельной деятельности дети разыгрывают «масленицу» с забавами, потехами, зимними играми, ходят друг к другу в гости (группа к группе) на чаепитие со сладостями. Воспитатели заранее распределяют роли «гостей» и «хозяев», накрывают общий стол с самоваром. Во время таких посиделок «хозяева» показывают «гостям» кукольный театр или что-либо другое (по выбору воспитателя), дети вместе танцуют, поют песни, играют, веселятся.

Занятия 24-26. Русские матрешки. Дымковские барышни. Русская игрушка

Цель последующих трех занятий; объединенных в блок «Русский сувенир», знакомство детей с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой, жостовской росписью, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа.

На занятии «Русские матрешки» ребята определяют характерные особенности этой игрушки, отличительные признаки; узнают об особенностях ее изготовления, своеобразии композиции, характере росписи. Для усиления ее воздействия на эмоциональную сферу детей, понимания ее содержания следует организовать просмотр слайдов, иллюстрации. Сопровождать рассматривание чтением пословиц, поговорок, загадок, акцентируя при этом, что матрешка – это предмет культуры народа. Затем педагог предлагает девочкам нарядиться в костюм матрешки (сарафан, фартучек, платочек) и найти движения, соответствующие этому образу. Танец Матрешек строится на свободных импровизациях. Мальчики могут нарядиться в русский костюм и придумать свои плясовые движения под русскую народную мелодию «Вдоль да по речке». Кроме того, можно предложить детям «сочинить» песенки на заданный текст, подобрать музыкальные инструменты для импровизации в танце матрешек.

Наиболее эффективными приемами, активизирующими детей в их творческих проявлениях, могут быть следующие: привлечение к оценке движений солистов всех участников, выбор солистов по желанию, участие в роли «матрешки» самого воспитателя как один из вариантов «подсказки», помогающий включению в музыкально-творческий процесс новых представлений, причем не только музыкальных, но и зрительных, вербальных.

В свободной деятельности с детьми можно провести лепку на тему – «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» или аппликацию – «Укрась костюм матрешки».

Фактический и иллюстративный материал к занятию лучше всего искать в книгах: Шпикалова Т. Русская матрешка. Купцов И.И. Родина жар-птицы. М., Советская Россия, 1983.

Следующее занятие «Дымковские барышни» познакомит детей с дымковской игрушкой. Это знакомство может проходить в игровой форме с элементами театрализации.

В начале занятия воспитатель в костюме «Водоноски» (с коромыслом и ведрами) плавно движется по залу, исполняя русскую народную песню «Пошла млада за водой» и инсценируя ее. Затем рассказывает детям об искусстве изготовления глиняной игрушки, сопровождая показом фигурок коней, всадников, птиц, барынь, зверей, иллюстраций из книг. Показ каждой игрушки окрашивается стихотворным текстом о ней, пословицами, поговорками, потешками.

Педагог может рассказать детям о веселом народном празднике «свистунье», во время которого несколько дней были шумные ярмарки, в городе стоял шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые занимали главное место на ярмарочных рядах. Дети разучивают потешки, слова об этих игрушках, после чего выбирают игрушку по желанию, сочиняют мелодию на этот текст, а потом передают этот образ в движении. Можно почитать детям стихи загадать загадки, поиграть в игры со словом «Барашенъки-крутороженьки», «Петух», и др.

Третье из рассматриваемых занятий проводится с целью повторения, обобщения полученных знаний, активизации творческой деятельности детей. Ребята инсценируют небольшие сценки-потешки, обыгрывают русские игрушки-сувениры, импровизируют в танце, пении, используя характерные элементы костюма русской матрешки, гжельской игрушки, дымковской барыни; сопровождают свое исполнение игрой на музыкальных инструментах.

Накануне желательно провести конкурс рисунков «Русская народная игрушка», викторину «Что ты знаешь о русских игрушках?». Лучшие работы использовать при оформлении праздника «Русский сувенир». Забавное содержание игрушек, их юмор подводят детей к осознанию национальных черт русского характера: веселости, оптимизма, доброжелательности, трудолюбия.

Занятия 27-29. Весну закликаем. Солнцу красному слава. К нам весна-красна идет

Занятия, объединенные в блок «Приди, весна, с радостью», призваны расширить знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях.

Первое из перечисленных занятий – «Весну закликаем» – можно начать рассказом педагога о том, что после холодной зимы первыми возвращаются из теплых краев грачи. С их прилетом и начинается весна. В народе весна делится на весну света (март-протальник), весну воды (апрель-снегогон) и весну зеленой травы (май-травень). Март – первый месяц весны. Ребята вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о весне. Можно рассмотреть репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана. Предложить детям вспомнить стихотворения русских и советских поэтов созвучные настроению этих пейзажей.

После этого педагог рассказывает о красочном обрядовом празднике «Веснянка». В старину, чтобы приблизить приход весны, в день весеннего равноденствия (22 марта), когда день и ночь длятся по двенадцать часов, за околицы сел и деревень выходили дети и девушки зазывать весну. В руках они держали фигурки птиц, выпеченные из теста. Дети подбрасывали «птиц» вверх, сажали их на высокие шесты, размахивали ими. Фигурки птиц как бы подражали полету настоящих птиц. «Прилетали жаворонки, приносили девять ключей, запирали на девять замков зиму лютую, отпускали на волю Весну красную». При этом пелись песенки-заклички, дети играли на дудочках и глиняных свистульках. Важно отметить, что весенние заклички-песни, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.

Дети разучивают заклички: «Кулик – весна!», «Божья коровочка», «Весна, весна, на чем, пришла?», исполняют русскую народную песню «Вот уж зимушка проходит», «Весна – веснушка», играют в русские народные игры «Ловлю птиц на лету», «Горелки» и другие. Педагог может предложить детям поводить хоровод, позвать Весну, проговаривая и выполняя движения по тексту заклички. Кроме того ведется работа над вокально-хоровыми навыками, чистотой интонирования, четкой артикуляцией; закрепляется умение передавать ласковый, спокойный характер песен. Так, при работе над интонацией желательно найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит, как капель с крыши, голос широкий и протяжный, как русское поле» и т. д.