Смекни!
smekni.com

Школьная система БССР в 1950-80-х гг (стр. 13 из 15)

Но, несмотря на то, что действительно немало предпринималось мер в решении вопроса улучшения учительских кадров, не все задачи подбора квалифицированных работников были решены в республике. В 1966/67 учебном году Белорусская ССР среди других союзных республик по удельному весу учителей с высшим образованием занимала 13-е место, а в 1970/71 учебном году - 11-е место в стране. Особенно мало имелось специалистов с высшим образованием по труду, музыке, пению. Во многих случаях состав педагогических коллективов в сельских школах был слабее, чем в однотипных городских. Если из общего количества учителей 4-10 классов высшее образование имели 86,3%, то на селе всего 63,9%. В подобном случае итоги учебной деятельности сильно разнились, что не могло не сказываться и на поступлении в вузы сельской молодежи, что может служить косвенной причиной плохой укомплектованности сельских школ.

О лучшем качественном составе педагогических коллективов городских школ свидетельствовали также аналогичные показатели по отдельным предметам: учителей русского языка и литературы соответственно было 85,1% и 65,3%, белорусского языка и литературы -75,1 и 52,4%, истории - 91,0 и 72,4%, физики и математики - 85,6 и 65,8%, химии - 96,1 и 77,4%, географии и биологии - 83,6 и 62,0%, английского языка - 95,2 и 75,6%, немецкого языка - 87,8 и 51,7%, французского языка - 98,5 и 96,3%.

В сельских школах чаще встречались случаи, когда к работе допускались люди имевшие образование ниже допустимого уровня (для учителей начальных классов минимум - окончание педагогического училища, а для учителей 4-10 классов - педагогического института). Но более низкий уровень специалистов не означал, что комплектованию школ на селе не уделялось должное внимание. Наоборот, учитывая, что в сельской местности обучалось свыше половины школьников и проживала преобладающая часть населения республики, партийные и советские органы, органы народного образования особое внимание уделяли подбору учителей для сельских школ, так как от решения именно этой проблемы зависело обеспечение в конечном счёте общего среднего образования и повышение уровня учебно-воспитательного процесса [64, c.91]. Однако, несмотря на особое внимание к сельским школам, проблема решена не была.

К концу восьмой пятилетки в сельских школах БССР насчитывалось 67,3 тысячи учителей, в то время как в городских почти двое меньше - 34,0 тысячи. Больше было на селе и квалифицированных специалистов. В 1970/71 учебном году в 4-10-х классах сельских школ работало 32,8 тысяч учителей со специальным образованием, соответствующим предмету преподавания, тогда как в городских школах - 21,1 тысяча учителей.

С 1966 по 1970 год в сельских школах количество учителей получивших не вообще высшее или незаконченное высшее образование, а подготовку указанного уровня только по преподаваемому предмету, возросло в следующих размерах: учителей русского языка и литературы - с 5,9 тыс. до 7,1 тыс., белорусского языка и литературы - с 3,9 тыс. до 4,5 тыс., истории - с 3,8 тыс. до 4,1 тыс., физики и математики - с 7,2 тыс. до 9,0 тыс., иностранных языков - с 1,1 тыс. до 1,3 тыс.

В 1970 году в сельских школах на каждого учителя-предметника в среднем приходилось всего по 20 учащихся, тогда, как в городских такой показатель составлял 1:23. Все эти данные свидетельствуют о том, что органы народного образования добились положительных результатов в работе по комплектованию сельских школ учителями.

Сложность решения кадровой проблемы применительно к школе была связана, прежде всего, с особенности размещения населения. В Белорусской ССР, как показала всесоюзная перепись населения 1970 года, 48,6% сельских населенных пунктов насчитывали до 100 жителей, 49,6% - от 100 до 1000 и лишь 1,8% - свыше 1000 человек в каждом. И, тем не менее, не смотря на невыгодность содержания мелких учебных заведений, третья часть поселений располагала начальной, восьмилетней или средней школой.

Стремясь обеспечить всеобщность получения всеобщего среднего образования, Советское государство шло на создание школ без параллельных классов и с низкой наполняемостью имевшихся. Так в 1970/71 учебном году 22,9% сельских восьмилетних школ насчитывали менее 100 и 60,5% - от 101 до 200 учащихся в каждом. Такое же положение имело место в большинстве сельских средних школ, 71,1% которых посещали до 400 учащихся. В результате в сельских школах открывалось ограниченное количество классов: 91,1% восьмилетних школ имели не свыше десяти 1-8-х классов и 55,8% средних школ - не более тринадцати 1-10-х классов.

Преобладание малокомплектных школ привело к отрицательным последствиям: кадры специалистов - в общем весьма многочисленные - распылялись, во многих школах их не доставало. Так, школы Белоруссии испытывали острую потребность в учителях физики, математики, иностранных языков, труда, физкультуры, музыки, пения и рисования. В связи с этим на работу нередко приглашались лица без необходимой подготовки. А с другой стороны, восьмилетние школы, имевшие по одному 4-8 классу, вообще не могли обеспечить полной ставкой учителей химии, биологии, географии, истории, иностранных языков, пения и музыки, если они не совмещали преподавание 2-3 предметов. Аналогичные трудности испытывали и средние школы без параллельных классов.

В целом, в годы восьмой пятилетки в республике наблюдался рост количества и повышения образовательного уровня педагогических кадров, в том числе и в сельских школах. Состав учителей постоянно обновлялся за счет выпускников педагогических учебных заведения, становился квалифицированнее. Партийные органы и отделы народного образования провели большую работу по упорядочению комплектования школ, не допуская увеличения численности учителей в них сверх обусловленной объёмом учебной работы.

В целом можно отметить, что по множеству причин проблема комплектации школ учителями решена не была. Однако следует отдать должное, что меры по улучшению состояния проблемы принимались. Учителей с высшим образованием становилось все больше, но и по мере их деятельности в систему образования превносились изменения, поправки. Кроме того акмеология не стояла на месте. Поэтому важно было и повышать уровень подготовленности и профессионализма учителей.

В годы восьмой пятилетки особое внимание уделялось работе по повышению квалификации учителей. Для этого в республике имелись все условия. В БССР работал Республиканский, 6 областных и Минский городской институт усовершенствования учителей и 138 районных (городских) методических кабинетов.

За годы восьмой пятилетки сложилась определенная система повышения квалификации кадров народного образования. Все учителя проходили переподготовку через каждые 5 лет. Руководители средних школ, работники районных и городских отделов народного образования и методических кабинетов проходили переподготовку при Республиканском институте усовершенствования учителей. Директора, заместители директоров восьмилетних школ, воспитатели и старшие пионервожатые - при обласных институтах усовершенствования учителей. Учителя 1-3-x и 4-10-x классов повышали свою квалификацию при институтах усовершенствования учителей, университетах, педагогических институтах и педагогических училищах. Для более подготовленных учителей было организовано очно-заочное обучение при областных институтах усовершенствования учителей с одно и двухлетним сроком обучения.

На повышение квалификации педагогических кадров республики государство ежегодно направляло сотни тысяч рублей. В 1969 году для этих целей было выделено 472 тысячи рублей, а в 1970 – 616 тысяч. Кроме того, исполкомы областных Советов депутатов трудящихся ежегодно облано выделяли дополнительные ассигнования за счет перевыполнения доходной части местного бюджета на проведение курсов и семинаров учителей. В результате этого плана переподготовки педагогических кадров по всем областям республики ежегодно перевыполнялись [35, c.71].

Если за три года – с 1967 по 1969 прошли переподготовку на курсах 53520 учителей, а на семинарах 49543 человека [35 с.72], то за 1970/71 учебный год прошли переподготовку на республиканских и областных курсах в двое меньшее количество работников учреждений и органов народного образования [27, с.562].

Учителям, занимавшимся на курсах с отрывом от работы в школе, сохранялась зарплата, обеспечивался бесплатный проезд к месту учебы, предоставлялось бесплатное общежитие. Время пребывания не зачитывалось в отпуск.

В целях оказания практической помощи учителям в их работе по новым программам институты усовершенствования учителей организовывали систематические консультации на местах по наиболее трудным темам учебных программ. Учителя, прошедшие курсовую подготовку, выступали с докладом на семинаре, участвовали в районных и педагогических чтениях.

Эти мероприятия помогали не только повышать уровень образования учителей, но и подробно знакомить их с новыми формами работы, пояснять принятые нормативные документы, учебные программы. Кроме базовых курсов вводились и целевые, которые расширяли кругозор учителей и в целом положительно влияли на уровень подготовки.

Для чтения лекций и проведения практических занятий на курсах привлекались преподаватели высших учебных заведений, научные работники Академии наук БССР и научно-исследовательских институтов Минска, Ленинграда, Москвы, лучшие учителя и руководители школ, работники органов народного образования и партийных органов. Только перед слушателями Республиканского института усовершенствования учителей в 1968/69 учебном году выступили 28 докторов наук и профессоров, 187 кандидатов наук и доцентов.

Большое значение для дальнейшего улучшения работы по повышению идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства учителей имело постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 6 мая 1967 года «О повышении квалификации кадров народного обучения». В соответствии с этим постановлением в 1967-1970 годах на месячных курсах повышали свою квалификацию учителя общеобразовательных школ, преподававшие те учебные предметы, по которым в программы были внесены значительные изменения. Остальные учителя проходили переподготовку на 7-10-дневных семинарах. Семинарские занятия проводились институтами усовершенствования учителей в областных городах и районных центрах.