Смекни!
smekni.com

Исследование оснований выбора профильного обучения в конце девятого класса (стр. 6 из 12)

Проблема самоопределения на уровне конкретной психологической теории решается следующим образом. «Для человека «внешние условия», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» [9].

Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л.Рубинштейна, центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым [43]. Они исходят из характеристики «самоопределяющейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности. Ее основная характеристика усматривается в соблюдении норм, принятых в обществе, и в ориентированности на определенные групповые, коллективные и общественные ценности. В психологическом плане, самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Сущность самоопределения заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотношения своих желаний, личностных качеств. В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считаю движущей силой самоопределения личности противоречие между «хочу» - «могу» - «есть» - «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу» [43].

По мнению М.Н.Гинзбурга, мысль об ориентированности на ценности общества при этом не находит своего продолжения и в дальнейшем не разворачивается. «Вместо ценностей общества, относительно которых необходимо выработать определенную позицию, выступают определенные требования общества, которые достаточно осознавать» [9].

В.И. Слободчиков также внес существенный вклад в понимание проблемы самоопределения, исследуя ее в контексте взаимодействия индивида и группы. В работах ученого самоопредеделение рассматривается «как феномен группового взаимодействия» [9, с.2]. По А.В. Петровскому, «самоопределение личности в группе – это осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностными ориентациями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления» [43, с.65]. «Коллективистическое самоопределение проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления – ситуациях своеобразной проверки на прочность», - в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции на групповое давление» [9, с.2]. Способность индивида осуществить акт коллективистического самоопределения есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы. М.Р.Гинзбург, подчеркивает в этом подходе два момента, которые, на его взгляд, имеют существенное значение для построения общей теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах; «первый – самоопределение осуществляется по отношению к ценностям, второй – оно осуществляется в осознаваемых волевых актах» [9, с.2].

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович [6]. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, представляют собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения: это «выбор будущего пути», «потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни» [6].

В одной из своих работ Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Работы Л.И. Божович дают многое для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза – на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возраста, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возраста, как устремленность в будущее. И, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии [9, с.2].

С.П. Крягжде рассматривает профессиональное самоопределение в связи с социальным самоопределением [21]. Начальный этап профессионального самоопределения носит двойной характер, осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга профессиональной школы – ориентация на определенное место или, точнее, уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус.

М.Р. Гинзбург указывает на то, что, несмотря на детальную, казалось бы, проработку проблемы профессионального самоопределения, «остаются нерешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное – что лежит и за тем и за другим» [11]. В своих работах он связывает социальное и профессиональное самоопределение с личностным самоопределением. Для этого он рассматривает в развернутой форме следующие характеристики самоопределения: связь самоопределения с ценностями; потребность в самоопределении как потребность в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни; устремленность в будущее, связанная с выбором профессии.

Рассматривая более детально такую характеристику самоопределения как устремленность в будущее М.Р. Гинзбург указывает на ее связь с ценностями, «представления о собственном будущем связано с ценностями» [11]. Описывая связь профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте с личностным самоопределением, он поясняет – «… объективные требования, и внутренние факторы приводят к тому, что в качестве основной перед подростком выступает задача «определивания» своих отношений с обществом; он должен определить свое отношение к тому, что ценят и что отвергают в данном обществе, определить в каких областях и каким образом он будет включаться в жизнь общества, определить, за что он может быть ценим (сейчас или в будущем) как член общества. В какой же именно области возможно такое самоопределение? Оно возможно только в области ценностей и смыслов. Это как раз та область, которая позволяет человеку активно определить себя самого и свое место в обществе. Принимая, либо отвергая определенные общественные ценности, определяя для себя одни из них как «свои», а другие как «не свои», человек тем самым выстраивает собственную систему ценностей, определяет собственную позицию. Поэтому определение человеком себя в обществе как личности – личностное самоопределение - есть, прежде всего, определение своей позиции относительно ценностей данного общества» [11]. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, тем самым задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение.

Таким образом, на основании тех ценностей, которые стали для подростка главными, основными, определяет растущий человек свои ожидания относительно своего будущего статуса – того положения, которое он займет в обществе. Именно на этой основе определяется и область будущей профессиональной деятельности. «Причем достаточно сложившаяся система ценностей, - отмечает М.Р. Гинзбург, - облегчает как определение ожиданий относительно своего будущего положения в обществе, так и выбор профессии. Если система ценностей не сложилась, то выбор очень затруднен, бывает, что вплоть до окончания школы юноша или девушка не знают, куда податься, и в результате ответственейшее в жизни решение принимается не на основе собственных стремлений и убеждений, а под давлением старших или под влиянием сверстников» [11].