Смекни!
smekni.com

Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем (стр. 4 из 9)

• Вопрос, играющий роль завязки, может иметь свою основу в знаниях, полученных ранее на уроках литературы, и увязывать имеющиеся у ребят представления с новой темой. В этом случае важно, чтобы то произведение, на которое мы опираемся, было само по себе интересно ученикам. Например, читая в 5–7-м классе новеллу К.Г. Паустовского «Ночной дилижанс» из повести «Золотая роза», в начальном вопросе опираемся на сохранившееся у школьников детское впечатление от мира сказок в целом и сказок Андерсена в частности:

Как вы думаете, почему К.Г. Паустовский написал историю об Андерсене вместо “главы о силе воображения и его влиянии на нашу жизнь”?

Для этого ученики должны видеть написанный на доске или распечатанный эпиграф к новелле «Ночной дилижанс»: “Я хотел написать отдельную главу о силе воображения и его влиянии на нашу жизнь. Но, подумав, я написал вместо этой главы рассказ о поэте Андерсене. Мне кажется, что он может заменить эту главу и дать даже более ясное представление о воображении, чем общие разговоры на эту тему”.

Наш вопрос обращает внимание детей на эпиграф, оживляет его, заставляет эпиграф заговорить, открывает загадочность его смысла. Вопрос также создаёт настрой и на образ автора — и К.Паустовского, и Ганса Христина Андерсена, жизнь которого становится для писателя другого столетия и другой культуры образцом, примером “силы воображения”.

В этом вопросе важно и то, что он “заработает” и в плохо читающем классе, в котором всегда есть дети, не открывающие текста к началу его изучения: они помнят сказки Андерсена, и сказки как нечто волшебное, детское, доброе, и это впечатление вкупе с чтением вслух на уроке эпиграфа незамедлительно вовлекает школьников в обсуждение. А обсуждение неизменно приводит уже к тексту новеллы.

• Завязка урока может формировать общность темы, закрепляя в сознании школьника — особенно ученика 5–7-го (часто и 8-го) классов — определённые положительные впечатления от двух-трёх произведений, изучаемых последовательно в одном, а иногда и в разных разделах программы. Это важно особенно в средних классах, где заданий обобщающего характера ещё мало, но важно не потерять впечатления школьников от тех произведений, к которым необходимо будет вернуться на следующем этапе возрастного и литературного развития.

В этом случае мы можем точно рассчитывать на воображение школьников, которое при удачном вопросе/задании закрепит необходимые для этой темы образы. Разумеется, оптимальным будет задание творческого характера, ориентированное на посильное возрасту обобщение и дальнейшее общение с текстом/темой. Например, начиная итоговый урок по теме детства, даём такое задание:

- Вы прочитали две одноимённые автобиографические повести о детстве — «Детство» Л.Толстого и «Детство» М.Горького. В каком из произведений вы можете представить себя, в каком — нет? Почему?

Начав последний урок этим заданием, учитель устанавливает большую “площадь” для воспоминаний о прочитанном учениками (ведь впереди целый урок!) и направляет школьников на выражение собственного отношения к этим двум произведениям.

Именно здесь уместно оговорить, что для методики преподавания литературы важны как случаи присоединения ученика к тому или иному из литературных миров (остаются в сознании школьника положительные воспоминания), так и случаи неприятия того или другого героя, его жилища, его привычек, образа жизни, круга мысли, круга друзей и прочее. Во втором случае в сознании ученика остаётся воспоминание о сделанном им выборе, что очень важно для поддержания устойчивой мотивации на диалог с художественным произведением.

• Завязка урока может быть выстроена так, чтобы нацеливать мысль учеников на поиск авторской позиции, соотнесение её с собственными ученическими впечатлениями. В средних классах удачно работает завязка урока, построенная по следующему алгоритму: от обсуждения авторского высказывания по поводу идеи литературного произведения — к конкретизации понятия “авторская позиция” по отношению именно к этому писателю в рамках изучения данного произведения.

Приведём пример. Н.В. Гоголь писал: “Смех — великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виноватый — как связанный заяц”. Как вы понимаете уподобление того, над кем смеются, связанному зайцу? После обсуждения — к анализу, конкретизации образов: Кто в этой повести Н.В. Гоголя оказывается, по словам автора, “связанным зайцем” и почему? («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)

Точки отсчёта для создания завязки урока в 9–11-м классах

Особенно важна идея завязки урока в 9-м классе, прежде всего для формирования позитивного отношения к классической литературе. Ведь по возрасту ученики ещё не готовы к серьёзным беседам в той мере, в какой требует изучаемая программная литература. Потому имеет смысл двигаться при обдумывании завязки урока в следующих направлениях:

• Идя от ассоциации, через её развёртывание в индивидуальный план произведения, например: С какими литературными героями, известными вам, ассоциируется у вас Чацкий? (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»);

• Ориентируясь на имеющиеся представления девятиклассников о жизни и культуре XIX века. Так, в системе уроков по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени» могут быть представлены на разных уроках следующие вопросы-завязки:

— Издали бы вы дневник Печорина, оказавшись на месте рассказчика? Объясните.

— В какой момент жизни Печорина вы хотели бы встретиться с ним, каким был бы предмет вашей беседы?

• Требуя от ученика объяснения какой-то странности: Почему мечты Петра даны Пушкиным фактически прямой речью, а мечтам Евгения предшествует пушкинский рассказ о них? (А.С. Пушкин. «Медный Всадник».)

В 10-м и 11-м классах можно укрупнять масштаб этих вопросов/заданий. Это связано с необходимостью обобщения читательского опыта. Потому в центре внимания завязки уроков, тяготеющие к процессу обобщения, сравнения, сопоставления, например:

1. Обобщение, особенно в связи с изучением крупных литературных произведений, например: Отчего в романе-эпопее Шолохова нет эпилога, как в романе-эпопее Л.Толстого?

2. Сопоставление и нахождение общего в позициях писателей разных культурных эпох: «Жалобная книга» А.П. Чехова и «Записные книжки» С.Довлатова. Вопрос: Как вы думаете, какое представление о жизни, людях привело двух писателей — Чехова и Довлатова, разделённых почти столетием, — к такому неэффектному жанру?

• Основываясь на определённой начитанности и общем представлении о теме, заявленной в названии литературного произведения: Л.Андреев. «Иуда Искариот»: Чего может ждать читатель от повести с таким названием, написанной в XX веке?

• Ориентируя старшеклассника вопросом-завязкой на движение к решению центральной проблемы произведения: Почему Лука исчезает в третьем действии пьесы и целое действие идёт без него? (М.Горький. «На дне».)

• Опираясь на прежнее чтение, выводя его в актив, для осмысления некоторой общей для отечественной культуры темы:

а) Что добавляет к художественному образу аллей в дворянской культуре цикл рассказов И.Бунина «Тёмные аллеи»? (Для ответа на этот вопрос нужно перечесть фрагменты из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, «Обломова» И.А. Гончарова, «Отцов и детей» И.С. Тургенева и т.п.)

б) “Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова” (С.Довлатов). Что роднит Довлатова с Чеховым?

в) Сравните впечатления Максима Максимыча и рассказчика от чемодана с бумагами Печорина и героя повести С.Довлатова «Чемодан» (“История души человеческой”, найденная в чемодане Печорина и “пропащая, бесценная, единственная жизнь”, обнаруженная автором повести «Чемодан»). Далее будут полезны и интересны старшеклассникам размышления: в чём повесть «Чемодан» С.Довлатова является продолжением размышлений Печорина, в чём это произведение принадлежит уже другому времени?

Подводя итог первой лекции, отметим: завязка урока имеет своей целью привлечение внимания учеников, заставляет их самостоятельно думать, воображать, фантазировать, предполагать, делать умозаключения, не боясь получения плохой отметки. Такая завязка становится составной частью урока. Ученики быстро привыкают к тому, что урок на самом деле начинается с первых слов учителя. Эта привычка позволяет постепенно усложнять завязку урока, тем самым обеспечивая уже не только внимание и устойчивый интерес к уроку, но последовательное литературное развитие школьников за счёт навыка “включения в текст”.

2.2 Способы формирования пространства урока

Здесь пойдёт речь о трёх способах динамичного и действенного включения школьников в чтение на уроке. Известно, как трудно сейчас сконцентрировать внимание ребёнка на тексте — и не только на уроке литературы. Обсуждение причин этой всеобщей беды мы оставим за границами настоящей лекции, обратившись к способам и методическим движениям в преодолении укоренившейся у наших детей привычки слушать вполуха, читать под телевизор/разговор по телефону.

Способ 1. Конкретизация

Это возможность для учителя за счёт укрупнения плана текста словно бы остановить урок, заострив внимание школьников на посильном возрасту эпизоде, фрагменте, строфе конкретным, прямым вопросом или заданием. Назовём этот ход условно “работа с микротекстом”. Конкретизация ведёт к перечитыванию фрагмента для решения небольшой, но яркой задачи (загадки, странности, закономерности), существующей в тексте. Проследим за нюансами этого способа активного обращения к тексту на конкретном примере.

Прочитав школьникам программное стихотворение А.С. Пушкина 1831 года, посвящённое лицейской годовщине, зададим им вопрос: что удивило вас в этом стихотворении? Если после первого прочтения мы ничего интересного не услышим от учеников, то прочтём стихотворение ещё раз. Ученики слушают с большим вниманием, звучат первые попытки читательских комментариев. “В чём загадка? Что может удивить читателя? Может быть, какое-то слово?” — повторяем и уточняем вопрос. Предлагаем прочесть самостоятельно, советуя: особое внимание — первой строфе. Сегодня всё чаще встречаются классы, в которых и с третьего прочтения ученики не видят текста, слова продолжают у них сливаться в нечто под названием “стихотворение”, глаза скользят по строчкам — и нет эффекта взаимодействия с текстом, сцепления с ним. В этом случае начнём конкретизацию с более понятной школьникам стороны. Сделаем так, чтобы мысль ученика начала фокусироваться на смысле слова.