Смекни!
smekni.com

Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты (стр. 3 из 8)

Утилитарная ориентированность культуры индустриального общества вызвала к жизни следующую установку школе: «Образование должно соответствовать уровню развития современной науки, отвечать запросам научно-технического прогресса, обеспечивать народное хозяйство квалифицированными кадрами». Если человек - цель, то задачей школы является развитие сущностных сил личности, если - средство («квалифицированный кадр»), то задача образования определена целью - соответствовать уровню современной науки и отвечать запросам научно- технического прогресса. Соответственно выстраивается и структура учебного плана. Познание направлено прежде всего на знание теоретических основ науки и ничего не познают о человеке и совсем ничего о «Я» человека.

Таким образом, создание условий для развития сущностных сил личности в процессе вхождения ребенка в мир культуры предполагает освоение им всех видов человеческой деятельности. По убеждению известного психолога В.Петровского, главные образующие личности - воображение и основанное на нем творчество. Отсутствие образующих человеческой личности в современной школе приводит и к унифицированию личности, и к деформации самого познания. И, видимо не случайно в современной школе угрожающие масштабы приобретает девальвация ценности познания, как проявления духовной потребности человека.

Когда эстетическое начало пронизывает деятельность человека, сама эта деятельность наполняется радостью и удовольствием. В современной школе знания не являются личностно значимыми для школьников, т. е. не имеют эстетической ценности, а потому отторгаются от личности, находятся вне сферы ее духовных потребностей.

Жесткая регламентация изучаемых предметов, их иерархичность детерминированы логикой научного познания, а не логикой развития личности. Такой учебный план неэстетичен и сохранение его в школе не позволит создать в ней эстетическую среду. Структура учебного плана должна соответствовать видам человеческой деятельности, с одной стороны, и ведущему виду на том или ином этапе возрастного развития ребенка, с другой. Построенный таким образом учебный план школы приобретет форму, изоморфную видовой структуре человеческой деятельности и соотнесенную с процессом формирования личности, развития ее сущностных сил. Эстетичную форму обретет и деятельность учителя. В современной школе учитель, прежде всего - предметник и ориентирован на то, «чтобы транслировать знания, а не на то, чтобы оценивать результаты влияния этих знаний на развитие ребенка». Неумение руководить творческой деятельностью учащихся или жестко регламентированный учебный план, не позволяет учителям создавать свой вариант процесса обучения.

При эстетической структуре учебного плана учитель, основываясь на них, выбирая нужную для данного конкретного случая систему обучения, может разработать множество вариантов процесса обучения, в которых будут учитываться индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, игнорируются объективные закономерности формирования личности, ее сущностные силы не развиваются в полном объеме, а процесс учебной деятельности не обретает эстетичную форму.

Организация познавательной деятельности учащихся в школе отразит в целом историю познания человечества - от всеобщего синкретизма на начальном этапе развития научной мысли, к дифференциации научных знаний, начиная с Нового времени, и интеграции - требовании культуры грядущего столетия. Так в целом проявится изоморфность онтогенеза и филогенеза. Форма организации процесса познания станет эстетичной, если она будет выстроена в логике развития познания человечества и человека.

Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе, ставящее своей целью воспитание эстетического отношения к действительности, должно осуществляться повсеместно.

Если целью эстетического воспитания в школе является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности, то цель художественного воспитания - приобщить ребенка к миру художественной культуры, передать ему способы и средства овладения этой культурой, развить его художественно-творческий потенциал, воспитать в нем потребность в постоянном общении с искусством в разных его видах, формах, жанрах.

Восприятие искусства - сложный процесс, разные стороны которого связаны так прочно, так глубоко обусловливают друг друга, что неразличимы в сознании воспринимающего субъекта. Сложность художественного восприятия детерминирована спецификой художественной информации, которая лежит за пределами непосредственного отражения. Таким образом художественное восприятие имеет две непременные стороны: перцептивную и интеллектуальную, где первая определяется задачами второй и подчиняется ей.

В восприятии научного текста интеллектуальная сторона настолько заслоняет перцептивную, что ею можно пренебречь. В художественном же восприятии индивидуальные особенности перцепции влияют на результаты интеллектуального постижения.

Восприятие формируется в результате практики и опыта: мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Об этом, например, свидетельствуют данные о поведении мальчика, найденного охотниками в 1799 году в лесах Аверона на юге Франции, который жил там один и идеально адаптировался к образу жизни животных. Его восприятие окружающей действительности было своеобразным: «При малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции». Таким образом, мальчик слышал то, чему был обучен и не воспринимал незнакомые ему звуки. Аналогичны данные и по зрительному восприятию. Так, восприятие слепорожденных в первые дни после удаления катаракты лишено всякого смысла, «а знакомые предметы они узнавали только на ощупь». Более того, окончательное суждение о предмете они выносили не по всей совокупности признаков.

Но если восприятие окружающей действительности связано с созданием ее образов в сознании воспринимающего субъекта, то в восприятии художественного произведения возникает свой художественный образ, имеющий сложные детерминанты, как со стороны художника, так и со стороны реципиента.

Понятие «художественный образ» выявляет особый тип образности и признается наиболее точным определением структуры искусства. В содержании художественного образа синкретически сплавлены познание, ценностное осмысление, проектирование и интенция. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в произведении искусства, воспринимается при активной работе воображения читателя-зрителя-слушателя. Художественные языки имеют целый ряд специфических особенностей: знаки художественных языков не столько значения, сколько выразительно-смысловые возможности, обладающие известной направленностью. В каждом художественном произведении знак художественного языка выявлен в своей уникальности. Особенности знаков художественного языка обусловливают и отсутствие словарей искусства, а путь овладения их выразительно-смысловыми возможностями ассоциативен. Процесс постижения смыслов художественного произведения детерминирован широтой и многообразием ассоциативных связей психики воспринимающего субъекта.

Несформированность механизма художественных ассоциаций в психике воспринимающего искусство не позволяет ему адекватно декодировать художественную информацию. В лучшем случае воспринимается верхний пласт произведения, в худшем - происходит искажение информации, посланной художником читателю-зрителю-слушателю. Она не оказывает глубокого воздействия на личность, не расширяет границы ее жизненного опыта.

Ярким примером такого искажения замысла автора является, часто встречаемое в школьной практике, восприятие так называемой «Лунной сонаты» Бетховена, ее первой части. Само название, принадлежащее, кстати, не композитору, а поэту Рельштабу, создает неверную слушательскую установку. Оно предполагает воплощение некоей мечтательности, светлой грусти, печали. Именно так большинство слушателей и воспринимает музыку. Они слышат только покачивающееся баркарольное звучание триольного сопровождения. А ритмоформула, воплощающая образ траурного марша и остинатно выдержанная на протяжении почти всей первой части сонаты: хорал, ассоциируемый в миноре с образами глубокой скорби: нисходящая интонация мерными «растянутыми» длительностями, заставляющая вспомнить о пассакалии и чаконе - жанрах, воплощающих образы страдания. Всё это остается недоступным такому слушателю. Еще один важный фактор: особая апперцепция художественного восприятия - определяет способность реципиента к декодированию художественной информации. Наряду с художественными необходим и определенный минимум запасов жизненных ассоциаций, накапливаемых в процессе разных форм человеческой деятельности и, прежде всего, в общении. Немаловажное значение в процессе восприятия произведения искусства имеет художественно-психологическая установка. Собственно именно установка подготавливает и направляет восприятие искусства. И последнее. Восприятие искусства - это всегда общение, в процессе которого личность открывает в себе новые грани, творчески преобразовывается. Таким образом, если в эстетическом формировании личности доминирует воспитание, то в художественном - происходит сопряжение воспитания, научения, образования. Способность к эстетическому восприятию действительности предзадана человеку, т. е. способность эта существует как возможность, но ее реализация осуществляется в процессе воспитания и самовоспитания личности. Базисная роль в системе эстетического отношения к действительности принадлежит эстезису. Эстезис - психический комплекс, обеспечивающий восприятие, познание и оценивание реалий действительности». Индивидуальные эстетические образы детерминированы сензитивной одаренностью перципиента, уровнем его духовной культуры, работой его воображения, развитостью механизмов ассоциативного мышления. Культивирование эстетиза происходит, прежде всего, в процессе художественного воспитания и образования.