Смекни!
smekni.com

Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты (стр. 6 из 8)

Детское мышление эгоцентрично. «Я» ребенка растворено в окружающем его мире, слито с ним. Другой выдающийся психолог - Жан Пиаже – выявляет детский наивный «реализм», основной признак которого заключается в том, что свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Отмечая своеобразие детского мышления, Пиаже не выделяет такого его качественного отличия, как способность мыслить художественными образами. В самом деле, синкретизм, характерный для художественно - образного мышления, характерен и для восприятия мира ребенком.

Как уже было сказано, швейцарский психолог открыл эгоцентризм детского мышления. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Выделяя в социальных отношениях два крайних типа: отношения принуждения (управления в современном понимании) и отношения кооперации (общения), Пиаже отмечает значимость последней для осознания ребенком своей субъективности. Подлинная кооперация (общение), считает Пиаже, возможна только между детьми. Они устанавливают отношения равных, способствующие осуществлению развивающего взаимного контроля: с одной стороны, появляется потребность приспособиться к другому лицу, с другой стороны, доказать свое мнение. Несомненно, что именно совместное проживание детей в воображаемых ситуациях, в выполняемых ими воображаемых ролях и позволяет ребенку качественно развить мышление, подготовиться к восприятию более сложных логических конструкций. Исследую качественное своеобразие детского мышления, Пиаже не отмечает такой его уникальной особенности, как способность воспринимать мир художественно-образно. При этом психолог открыл удивительную способность человеческого мышления: творчески воспринимать окружающий его мир. Эволюция теорий детского развития продвигалась в направлении все более глубокого осмысления роли общества в формировании ребенка. В концепции, Эрика Эриксона становление и развитие личности представлено в системе «ребенок-общество». Психолог открыл новый метод исследования психики - психоисторический. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Эриксон утверждает, что ее (личности) становление происходит на протяжении всей жизни. По убеждению Эриксона «Я», комбинируя в себе стихию природного начала и социальное начало, определяет целостность личности. По мнению Эриксона характер взаимоотношений между ребенком и его окружением определяет направление психосоциального развития.

Таким образом, в теории Эриксона развитие личности детерминировано родительским воспитанием, социальным окружением, особенностями культуры. Сама личность - не пассивный инструмент внешнего воздействия, а динамичная система, способная и к выбору, и к определению своего жизненного пути.

Другой психолог - Эльконин, в своей концепции детства не замечает особое, художественно-образное восприятие мира ребенком, сводит его художественную деятельность только к познанию свойства предметов, овладению материалом; не понимает специфики художественных образов детей, называя их творчество «странным». Эта концепция была общепризнанной в советской психологической науке и служила обоснованием для построения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, становится понятно, почему искусство оказалось выведенным на периферию учебного процесса.

В 70-е годы М. С. Каган, разработал концепцию человеческой деятельности, в которой ее видовое строение представлено пятью потенциалами: художественное общение, познание мира (фантазия, воображение, любознательность), преобразования (созидание, мировоззрение, самосознание), ценностного ориентирования и художественным потенциалом. Личность, по мнению философа, определяется через целостно рассмотренную ее деятельность». Деятельность человека – единое целое человеческой индивидуальности.

Выведение художественной деятельности за рамки учебного процесса в младшем школьном возрасте имеет губительные последствия как для развития школьника в целом, так и для формирования его абстрактно- логического мышления, несомненно, ценного качества в эпоху глобальной информатизации. Кроме того, отсутствие активной художественной деятельности в младшем школьном возрасте приводит к тому, что в старшем школьном возрасте исчезает потребность в общении с искусством. И поэтому, указанная философом, «былая неравномерность развития сознания юноши и девушки» не только не преодолевается, а, наоборот, усугубляется. Итак, в крупных психологических концепциях развития личности художественная деятельность ребенка не рассматривается как обязательноеусловие «очеловечивания человека».

Редким исключением в ряду теорий детства в этом аспекте является исследование «Психология детства» В.В.Зеньковского. Главное внимание Зеньковский уделяет проблеме становления личности, условиям, способствующим формированию ее целостности. По мнению психолога, детство имеет особый смысл и функцию в созревании человека. У взрослого и ребенка разные задачи в культуре: взрослый творит культуру, а ребенок приобщается к ней. Зеньковский рассматривает периоды развития ребенка по принципу расширяющейся спирали, а основным критерием периодизации считает психическую установку ребенка на восприятие мира.

Известно, что для возникновения установки необходимо наличие актуальной потребности и ситуации ее удовлетворения. Так, основная установка первого периода (0–1 год) - освоение новой среды обитания. Следующий период развития психолог называет «ранним» или «первым» детством (5-6 лет). Психическая установка его определяется стремлением ребенка развить свои силы и способности. Во второе детство (от 5-13 лет), по мнению Зеньковского, ребенок входит психически тогда, когда в его сознании происходит строгое разделение реального мира и мира воображаемого. В следующем периоде развития - отрочестве (12-18 лет) развитие девочек и мальчиков идет уже совершенно различным темпом. Рождается личность. Внешний мир не принимается подростком, подвергаются критике все моральные традиции, нравы, обычаи. Отрицая действительность, подросток создает ее воображаемый идеальный образ.

Последний период детства человека - юность – чисто эстетический характер.

Итак, развитие ребенка Зеньковский рассматривает во взаимодействии трех детерминантах: биологической, социальной и культурной. Длительность человеческого детства обусловлена его особой функцией в культуре. Основная форма активности ребенка - игра ее неразличимости сплетения реального и воображаемого. Критерием периодов развития является психическая установка. Огромна роль искусства в разные периоды развития ребенка. По глубокому убеждению Зеньковского, с возрастом художественный потенциал личности должен не «увядать», а, наоборот, - расширяться, оказывая оплодотворяющее воздействие на развитие других ее потенциалов.

ПАРАГРАФ 2. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ОНТОГЕНЕЗА

Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теории личности детерминированы типом культуры, ибо психология смотрит на личность с позиций требований своей культуры и, прежде всего, исследует развитие тех линий многоликой личности, которые необходимы в человеке данной культуры для ее (культуры) развития. В различных психологических теориях личности первый этап онтогенеза выделяется исследователями как период, в котором основополагающее значение для развития ребенка имеет общение. Известно, что дитя человека, в отличие от детеныша животного, не созревает спонтанно, и деятельность - главное и необходимое условие его формирования. Общение - экологически валидный фактор развития. Но, если у животных оно необходимо для нормального развития поведения детенышей, то у человека - сложной системы, сочетающей в себе взаимообуславливающее единство биологического, социального и культурного начал, - общение имеет глубокую культурогенную функцию сотворения из «кандидата в человеки» человека.

Имеет глубокий смысл тот факт, что первым, доступным ребенку видом деятельности, в котором он может проявить себя как человек по отношению к другому человеку, является деятельность, представленная в чисто духовной форме.Привязанность ребенка к взрослому, складывающаяся в первом полугодии жизни, является фундаментом для появления позднее сопереживания. И, наконец, именно в процессе общения формируется основа человеческого мироощущения, мировосприятия, мироосмысления - диалогичность. Постепенно, в процессе расширения круга общения (другие люди, художественные образы, образы внешнего мира) изменяется величина «Я», его емкость. «Я» становится и «Ты», и «Мы». Человек, находясь в позиции общения, относится ко всему окружающему как к участнику диалога.