Смекни!
smekni.com

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива (стр. 1 из 14)

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическая часть. Необходимые условия для работы с хореографическим творческим коллективом

§ 1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива

§ 2. Репертуар – лицо коллектива

§ 3. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе

§ 4. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений хореографических коллективов и их организация

§ 5. Значимость хореографических коллективов

5.1 Хореографический коллектив общеобразовательной школе

5.2 Роль хореографического коллектива в средне-специальных и высших учебных заведениях культуры

Глава II. Практическая часть. Народный ансамбль танца «Росинка» Владимирского Областного Колледжа Культуры и Искусства в период с1998 по 2004 год под руководством Марченковой А.И.

§ 1. Анализ педагогического опыта Марченковой А.И. в организации работы и творческой деятельности народного ансамбля танца «Росинка»

Заключение

Библиография

Приложение


Ведение

Актуальность темы

Тема моей бакалаврской работы – «Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива» (при общеобразовательных школах, школах искусств, колледжах культуры и искусства и высших учебных заведений).

В городе Владимире и Владимирской области существует не мало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Это художественные, музыкальные, театральные коллективы, коллективы КВН и многие другие. Насчитывается 24 учреждения дополнительного образования, в которых существуют хореографические классы и практически при каждом из них имеются хореографические коллективы. Интерес к искусству хореографии с каждым годом неуклонно возрастает. Об этом говорят открывающиеся классы с эстетическим уклоном в общеобразовательных школах, где проходят уроки хореографии; кадетские корпуса и женские семинарии в которых изучаются историко-бытовые и бальные танцы; появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Так же происходит популяризация самодеятельных танцевальных конкурсов среди различных учебных заведений. Все эти факты – свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для возникновения и организации новых хореографических коллективов, а так же роста и развития уже существующих, что отвечает потребностям нашей действительности.

В своей работе я рассматриваю не только цели и задачи хореографических коллективов в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а так же отвечаю на такие вопросы как: 1. Каким должен быть художественный руководитель хореографического коллектива; 2. Каков репертуар хореографического коллектива; 3. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий хореографического коллектива; 4. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений и их организация; 5. Роль хореографического коллектива в эстетическом, культурном воспитании, в общеобразовательном процессе и развитии личности. Я считаю, что все эти вопросы очень важны, актуальны на сегодняшний день и заслуживают пристального внимания.

Объект исследования

Творческая деятельность народного ансамбля танца «Росинка» Владимирского Областного Коллежа Культуры и Искусства в период с 1974 по 2006 год.

Предмет исследования

Рассмотреть педагогический опыт Марченковой А.И. в организации работы и творческой деятельности народного ансамбля танца «Росинка» в период с 1998 по 2004 год.

Цели исследования

На примере анализа педагогического опыта Марченковой А.И. в организации работы и творческой деятельности народного ансамбля «Росинка» определить необходимые условия для плодотворной работы хореографического коллектива.

Задачи исследования

Обосновать необходимые условия для организации работы и творческой деятельности хореографического коллектива:

· Какими качествами должен обладать художественный руководитель хореографического коллектива;

· Репертуар хореографического коллектива;

· Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий;

· Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений и их организация;

· Роль хореографического коллектива в эстетическом, культурном воспитании, общеобразовательном процессе и развитии личности.

Источниковедческой базой для выполнения дипломной работы служила следующая литература: Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие; Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельно художественном коллективе; Хореографическое образование на стыке веков. Сб. докл. и тез. Всероссийской науч.-практ. конф.; Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». Педагогический опыт Марченковой А.И., педагогический опыт Золотовой С.И. Газетные и журнальные статьи.

Структура дипломной работы

Состоит из ведения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, библиографии приложения.


Глава I. Теоретическая часть. Необходимые условия для организации работы и творческой жизни хореографического творческого коллектива

§ 1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива

По моему мнению, самым главным и первоочередным для создания плодотворной работы коллектива является наличие:

- во-первых, организатора, идейного лидера, сильной творческой личности, художественного руководителя, который будет определять идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива;

- а во-вторых, наличие материальной базы (танцевального зала или сценической площадки, музыкальной аппаратуры, концертмейстера).

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики.

Художественный руководитель – это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива.

Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.

Большинство художественных руководителей сами являются постановщиками номеров в своих коллективах, но есть и такие кто приглашает постановщиков и использует работы других хореографов, но и те и другие должны обладать знаниями и навыками балетмейстера.

Что же собой должен представлять сам балетмейстер, в чём заключаются его задачи в искусстве, в чём специфика его профессии?

Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а так же в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.

Значит, мы должны разделить балетмейстеров на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер.

1.Балетмейстер-сочинитель, создатель новых хореографических произведений. Его можно сравнивать с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создаёт образы пластические, зримые. «… для того чтобы наполнить танцевальный образ внутренним содержанием, чтобы придать ему жизненное правдоподобие, нужно в равной мере знать психологию и характерные черты как Принца из сказки, так и римского патриция с его вспышками ярости. Их нужно одинаково понимать и любить». (9.,71)

Как уже было сказано, чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографическое образование, но и способности к этому виду творческой деятельности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное число разнообразнейших танцевальных композиций.

Балетмейстер должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и национальностей, как бы эти движения не были сложны.

Ещё Н.В. Гоголь в своих « Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность». (5,8)

Балетмейстер должен иметь выразительное тело и лицо. Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором. «Нужно накапливать в себе самый разносторонний опыт в познании людей, эпох, культур, держать всё это в памяти. Наша эмоциональная память – это то же, что записные книжки писателя, наброски и этюды художника. Вот ты подметил красивую усмешку на лице знакомого – запомни её, вот врезался в память выразительный поворот головы – и он пригодится, а вот по твоим щекам в горькую минуту текут слёзы – подойди к зеркалу, посмотри и запомни, как плачут мужчины. Придёт время, и это станет дополнительным штрихом к образу». (9,71) Должен замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, подобно объективу фотокамеры, должен точно фиксировать сцену или танец, так же как ухо композитора или дирижёра контролирует игру оркестра. Музыкальный слух, безупречное чувство ритма дают балетмейстеру возможность, работая над музыкальным произведением, запомнить его так, чтоб при сочинении хореографии он смог его мысленно пропеть. В связи с этим наличие начального музыкального образования необходимо для балетмейстера, так как идеал балетного спектакля или отдельного танцевального номера – это полная органическая взаимосвязь между музыкальным произведением и танцевальным. Знание законов изобразительного искусства для балетмейстера очень важно, так как неотъемлемой частью его работы является рисунок в танцевальной композиции, подбор красочной гаммы костюмов и декораций.