Смекни!
smekni.com

Система ценностных ориентаций соременной молодежи (стр. 2 из 5)

Также связаны ценности с определением культуры. С позиций аксиологического подхода, культура есть система базовых ценностей, находящегося на определенном этапе исторического развития. Именно как «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» определял культуру русский религиозный философ С.Л. Франк [19;177].

В. П. Тугаринов [17;276] писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей существует их деление "на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Ценности культуры делятся ... на материальные и духовные. Именно разработка теорий ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д."

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это также ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения»[12;471].

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий, так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. «Призма ценностей» [10;66] усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления или события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного сознания личности»[10;118], главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира[11;37].

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с определенной структурой поведения. Система ценностных ориентаций не является постоянной: могут появляться новые ориентации с изменением условий жизни, также может произойти полная или частичная переоценка. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого человека, его личностные особенности.

Существует ряд социально-экономических, политических и культурных инновационных факторов, которые влияют на динамику ценностных ориентаций[20]:

1) микроэкономический;

2) макроэкономический;

3) микрополитический;

4) макрополитический;

5) этический;

6) рациональный.

По мнению А.Г. Здравомыслова, наличие устоявшихся ценностных

ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека: неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека [6;203].

1.2. Ценностные ориентации современной молодежи

Молодежь ругали всегда - даже в записях, сохранившихся со времен Древнего Египта и Древней Греции, существуют фразы о том, что "молодежь пошла не та". Так и сейчас - старшие поколения упрекают молодых людей в их "недалекости" и аморальности.

Кардинально изменилась идеология в постперестроечной России, перевернув тем самым и ценностные ориентации. Развал СССР привел к уничтожению единого экономического, культурного и образовательного пространства.

В последнее время средства массовой информации постоянно говорят о мировом экономическом кризисе. Считается, что экономический кризис общества сопровождается чаще всего кризисом ценностных ориентаций. Особенно заметно снижение в системе ценностных ориентаций проявляется в отношении к образованию как базовой социальной ценности. Система образования сейчас требует самообучения, умения анализировать и обобщать и т.д. Но современная молодежь к такому не готова. Суть обучения сводится к единственной цели - получение диплома при минимальных усилиях. Обучение как процесс получения знаний не воспринимается. Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Каждый должен понимать, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего.

Развитие правосознания идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы нарушать очень просто.

Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, но при этом необходимо учитывать следующее: молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе очень низок престиж профессионализма, молодые специалисты оказываются невостребованными, что приводит к "утечке мозгов".

Очень важное значение для современной молодежи имеет материальное благополучие. Многие счастье измеряют именно деньгами. Привлекательность специальности, места работы во многом определяется именно размером оплаты труда, идет ориентация на заработок, нежели на интересную работу. Успешность человека также определяется его доходами, а не его качествами - знаниями, трудолюбием, талантом и др. Подобная ориентация на деньги негативно сказывается на отношениях людей, порождая зависть, неприязнь и т.д.

Приведем высказывание В.Т. Лисовского: "В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленной жизни, временности всего происходящего" [8;41].

Семенов В.Е в "Социологических исследованиях" пишет: "В процессе трансформации российского общества в 1990-х гг. понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования и государственной молодежной политики. Было утрачено понимание, что составляющими гражданского становления личности являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Реакцией по преодолению упущений в воспитании стало Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.". В июле 2005 г. принят новый правительственный документ об аналогичной программе на 2006-2010 гг. и вышла сама программа... С целью изучения жизненных ценностей современной молодежи НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) СПбГУ проводились социологические исследования в ряде регионов России, включая Санкт-Петербург, Ленинградскую обл., в 2002-2006 гг. Исследования показали, что главными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: деньги и справедливость. Замыкает шестерку главных жизненных ценностей религиозная вера" [15;37].

Молодежь осознает значимость духовных, человеческих ценностей, выступает за усиление внимания к ним. Однако такая оценка действует скорее на вербальном, чем на поведенческом уровне. В реальной жизни действуют принципы рационализма и прагматизма; происходят процессы "размывания" норм доброты и милосердия, честности и порядочности и других [1].

Ценностные установки и внутренний, духовный мир молодежи формируется в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее и настоящее.

"Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать "путь к Богу", вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем", - пишет В. Т. Лисовский[8;43].

Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые – его ценностные приоритеты относительно развития общества.

Существуют и другие классификации ценностных ориентаций. Обратимся, к примеру, к классификации, предложенной В.А. Сибиревым [16;25].

По мнению исследователя, каждое ценностное суждение фиксирует лишь конкретные аспекты соответствующих макроценностей, наблюдаемых в поведении индивидов. Представлено четыре группы: традиционная, альтруистическая, гедонистическая и самореализации. Конкретный состав принадлежности к той или иной группе первичных принципов, отношение к которым выявлялось в процессе исследования, следующий: