Смекни!
smekni.com

Педагогическое мастерство (стр. 4 из 11)

В.А. Сухомлинский говорил о доверии ребенка к педагогу и отмечал, что чем больше ребенок доверяет, тем больше возрастает ответственность педагога за каждый свой шаг и его. Доверяя педагогу, ребенок сердцем чувствует, что старший, мудрый человек всегда найдет выход из положения, каким бы тяжелым оно ни было. В этом и заключается секрет воспитания, имея доверие ребенка, вы в какой – то степени приобретаете власть над ребенком в хорошем, с точки зрения педагогики, смысле этого слова.

Мудрость власти педагога – это, прежде всего, способность все понять. «И, если вы хотите войти в чудесный дворец – детство, с его особыми законами, усвойте, прежде всего, ту истину, что у ребенка никогда не бывает желания нарочно делать зло. Там, где детям навязываются ошибочные мнения, никогда не может быть веры в педагога. Обвинение в нарочитом зле, которого чаще всего нет, ребенок переживает как несправедливость, это отталкивает его от воспитателя. Ребенок теряет доверие к воспитателю и больше никогда не стремится найти у него какую – либо защиту. А это уже большая опасность. Три – четыре «злоумышленника» в классе, которых воспитатель оттолкнул от себя, - и единства убеждений в коллективе, единомыслия, коллективной веры в воспитателя нет».

В.А. Сухомлинский замечал, что не стоит торопиться объявлять детские шалости злоумышленными нарушениями порядка, детскую невнимательность – ленью, детскую забывчивость – нерадивостью. «Поймите, что детские шалости, невнимательность, забывчивость – все это было, есть и будет. Все это нужно понять, не ломать, а старательно, мудро исправлять и направлять. Пытаясь что-то сломать в ребенке – вы ломаете детское доверие к себе. Вы толкаете ребенка на то, что он начинает защищаться непокорностью, нарочитым (не злонамеренным!) непослушанием, своеволием, стремлением делать наперекор вашим советам и требованиям».

С исключительной мудростью и осторожностью – говорил В.А. Сухомлинский – нужно относиться к разным опрометчивым поступкам детей, в которых – не нарочитое зло, а ошибка, которую ребенок, если он старается найти защиту у воспитателя, сам способен переживать или уже переживает. «Не торопитесь в таких случаях обращаться к коллективным осуждениям. Вообще, берегите коллективное осуждение на тот крайний случай, который может никогда и не встретится».

Мудрая власть педагога над ребенком – это большое творчество, глубокое сердечное проникновение в мир детских мыслей и чувств, умение понимать язык детства, «беречь в себе чистую каплю детства» и в то же время не стать на одну доску с ребенком по уровню развития.

Мудрость власти педагога над личностью и коллективом предусматривает глубокое понимание сердцем того, что ребенок все время находится в состоянии самопознании, самоутверждения, самовоспитания. «Ему хочется в чем – то показать себя, прежде всего утвердить свою волю, ум, изобретательность, сообразительность. Человек, который с вашей помощью познает мир и старается взаимодействовать с ним, постепенно становиться личностью. И в этом нелегком становлении личности власть педагога должна быть особенно осторожной. Воля старшего иногда может превратиться в своеволие и в расправу над человеком. Самоутверждаясь, дети нередко совершают поступки, которые как кажется на первый взгляд, ошибку. Очень важно понять, как в этих поступках здоровые, животворящие источники активности сливаются с детским безрассудством, незрелостью».

В.А. Сухомлинский в своих трудах делится своим собственным опытом: «Я иду сегодня в класс с тяжелым душевным переживанием. Как бы я не хотел скрыть свою душевную боль, глаза выдают меня. И ни о никакой мудрости моей власти над детьми не может быть и речи, если дети не увидят боль в моих глазах, если через глаза не заглянут в мое сердце. Я не говорю детям, что мне не легко, не прошу их посидеть сегодня тихонько, но они уже поняли все. В классе тишина, сосредоточенность – это и есть настоящая власть над детской душой. С первого дня пребывания ребенка в школе, я стараюсь беречь и развивать сердечную мягкость, тонкость чувств. От того, насколько тонким, тактичным, нежным, чувствительным к окружающему миру будут чувства ребенка, зависит моя власть над ним. Ведь власть эта – не окрик не наказание. Моя власть над ребенком – это способность ребенка реагировать на мое слово, которое может быть теплым и нежным, ласковым и тревожным, строгим и требовательным, но всегда оно должно быть правдивым и доброжелательным. И чем нежнее, тоньше детские чувства, чем чувствительнее откликается детское сердце на правду, красоту, человечность, тем сильнее мое слово, которое выражает власть над ребенком. Я твердо верю в то, что воспитать ребенка можно прежде всего лаской, добром.»

И, в заключении, стоит обратить внимание на то, что каждый ребенок – это индивидуальность и у каждого ребенка есть «добрая воля, добрые намерения», это необходимо учитывать, властвуя над миром детских мыслей, переживаний и чувств. «Никакого крика, никаких угроз, никаких попыток уязвить детское сердце. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждет расправы. Сердце, чуткое к добру, ласке, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса. Моя власть над ребенком – говорил В. А. Сухомлинский – оправдана и мудра до тех пор, пока я обращаюсь к добрым и деятельным силам его ума и сердца». Взаимное уважение и согласие, дружелюбие – это то основное, на чем необходимо строить отношения с детьми.

«Мудрая власть педагога состоит в том, чтобы воля учителя стала желанием ребенка».

Вариант 6

1. Педагогические способности учителя

Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно педагог овладевает способами и приемами педагогической деятельности.

В атласе по психологии М.В. Гамезо и И.А. Домашенко способности характеризуются как индивидуально – психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и определяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесс овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Способности – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способностей содержится в работах Б.М. Теплова. Под способностями, по его мнению, подразумеваются, во-первых, индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На формирование способностей влияет ряд условий:

- теоретический и практический опыт;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, как считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Если они не развиваются на практике, то со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, математике можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.

Виды способностей.


Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой- либо области деятельности.

Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

- в литературных – особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;

- математических – умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

- в педагогических – педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передачи знаний;

- в художественных – особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.