Смекни!
smekni.com

Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе (стр. 10 из 10)

Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, чет­костью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным об­разом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка.. .». Анималистические сказки от­личаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лако­низмом художественных средств выражения".

Композиция русских сказок о животных также отличается просто­той и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков.

Следующие вопросы и задания адресуются ученикам.

1. Что же происходит в сказке? О чем в ней повествуется?

Конечно, в этой сказке есть история о том, как журавль и цапля ходят друг к другу свататься и никак не могут договориться между собой.

2. Какое событие (точнее, мотив, но этого слова пока ученики не знают) положено в основу развития сюжета? В основе сюжета лежит мотив ссоры птиц. Встает вопрос о том, как эта ссора показана в сказке.

3. Как сказка построена?

4. На какие части ее можно поделить?

5. О чем мы узнаем из каждой части?

Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части. Они находят (интуитивно) «сюжетные вехи» - экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку. Обратите вни­мание на определенную «симметрию» таких элементов сказочного сюжета, как завязка и развязка. Какой конфликт послужил пружиной действия в данной сказке? Как и почему он возник? Как развивал­ся? Какой момент оказался переломным и почему? К какой развязке привела кульминация сказки и почему? Могло ли быть в этой сказке другое сюжетное решение? (Эти вопросы для вас, а для учеников те, что указаны выше).

1) В сказке ученики сначала выделяют особую часть, которая ни­как не связана с развитием основного события. «Летала сова - веселая голова...» - это начало присказки. Присказка представлена в сказке тремя первыми абзацами. Какую роль она играет? Присказка, пред­ставляющая шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказ­ка ритмизована, богата звукописью. Подскажите ученикам, что она читается по-особому. Исполняется присказка скороговоркой. А сама сказка рассказывается обычным разговорным или декламационным тоном.

2) Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготав­ливает восприятие читателя. Место действия сказки «Журавль и цап­ля» - болото, где живет цапля, а рядом с болотом в гнезде обитает журавль.

3) Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда журавль решает идти свататься: «Надо-de мне хозяйством обза­вестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

4) В сказке начинает развиваться конфликт между цаплей и журав­лем. Начало ему положило мнение цапли о журавле: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Когда же журавль в первый раз приходит свататься, она отказыва­ет «жениху». Тот испытывает чувство обиды: «Слова эти показались журавлю обидными».

Затем, после того как журавль ушел, в первый раз к нему идет цап­ля. Но журавль на этот раз отказывает ей сам: «Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал...»

Журавль, одумавшись, во второй роз идет к цапле. Цапля вновь отказывает ему. Журавль не на шутку обижается: «Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет». Тогда цапля, передумав, во второй раз идет к журавлю. Но и на этот раз они не могут договориться: теперь отказывает журавль.

Когда цапля уходит, журавль передумывает и отправляется к ней в третий раз. Читатель может предвидеть, что отказ цапли вновь пов­торится.

5) Развязка в этой сказке отсутствует, поскольку герои будут бес­конечно ходить друг к другу. От этом есть и указание в тексте: «Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку протори­ли, а пива не сварили». Как было указано выше, эта сказка является одноэпизодной. Правда, эпизод хождения героев другу к другу неод­нократно повторяется.

Этап 5. Язык сказки, конечно, интересен для читателя. Стоит пред­ложить специальные задания с целью наблюдения читателей за языком сказки. Такие задания учат внимательному, «тщательному» чтению. Остановимся на некоторых из них.

1. Найдите в тексте сказки незнакомые и непонятные слова. Определите значения незнакомых слов по толковому словарю.

2. Выберите из текста сказки устаревшие слова и попробуйте заме­нить их современными словами. Зачем в сказке использованы устарев­шие слова? Можно ли пересказывать сказку современным языком?

3. Слышите ли вы в словах сказки голос того или иного животного? Как создается эта «слышимость»?

4. Найди в тексте сказочные повторы. Зачем они используются в сказке?

Этап 6. Работа над выразительным чтением сказки, чтением по ролям, инсценированием.

После разбора содержания и композиционных особенностей сказки ученикам можно предложить задания, которые помогут эмоционально настроиться на интонирование произведения. Эти задания привлекают внимание учеников. Они становятся активными участниками твор­ческого процесса: например, чтение по ролям предполагает разбор особенностей интонации персонажей, манеры поведения. Вот вопросы и задания, которые настроят читателей на интерпретацию сказки.

1. Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?

2. Выражает ли характеристика героя отношение к нему сказочника В.И. Даля? Каким образом выражено это отношение?

3. Выделите в сказке части, для которых характерна повествова­тельная интонация.

4. Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? иронии? обиды? и т. д.

5. Представьте себе образ того или иного героя сказки и, читая его слова, передайте его характер, поступки при помощи интонации.

6. Передайте с помощью интонации настроение тех эпизодов сказ­ки, в которых показаны «трудности» журавля и цапли.

7. Прочитайте сказку по ролям.

8. Инсценируйте сказку.