Смекни!
smekni.com

Научно - методическое исследование коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства (стр. 2 из 4)

1.2 ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

В структуру воспитательных уроков ИЗО этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки — свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

В систему этических воспитательных уроков ИЗО органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки.

Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности — важная и необходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

При организации и осуществлении этических воспитательных дел нужно учитывать следующие признаки:

1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных творческих дел учащегося.

2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.

3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длите­лен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок по­нимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка

5. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных качествах творческой личности. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.

7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах

необходимо показать молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.

2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их в трудовой деятельности.

Активность в обучении характеризуется проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и сопоставления и др.), пониманием изучаемого материала. Выделяют три уровня познавательной активности:

Первый уровень — воспроизводящая активность — характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его применением по образцу. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащегося стремления к углублению знаний.

Второй уровень — интерпретирующая активность — характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. Характерным показателем второго уровня является большая самостоятельность, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднениях ищет пути их преодоления.

Третий уровень — творческий уровень активности — характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи (проблемы). Отличительная особенность этого уровня — в проявлении упорства и настойчивости при достижении цели, в широких и разносторонних познавательных интересах.

Таким образом, «активность в учении — не просто деятельное состояние школьника, а качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию и характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».

В качестве средств активизации выступают не только содержание учебного материала, методы и формы обучения, но и материальная база учебного процесса, личные качества учителя и многое другое. Однако, бесспорно, что основой активизации познавательной деятельности являются действия учащихся по осознанию и разрешению учебной проблемы, Известно, что человек мыслит тогда, когда он сталкивается с условиями, при которых не может выполнить какого-либо действия известным способом и вынужден решать проблемные ситуации.

Что же может побудить учащихся к активной мыслительной дея­тельности? Эмоционально-познавательное отношение к учебной деятельности возникает тогда, когда она организована как поиск ответа на вопрос, как решение возникающей перед ними задачи. Таким образом, ключ к творческой активности — поиск ответа на вопрос. Но не всякий вопрос заставляет школьников сравнивать, сопоставлять, доказывать.

Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения элементы занимательности на уроке. В зависимости от поставленной учителем цели занимательность можно использовать перед объяснением нового (в этом случае занимательная задача может выступать как проблема), в ходе объяснения нового (переключение внимания учащихся), перед закреплением материала — словом, на любом этапе обучения. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она -одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Не следует забывать, что основа учебного процесса — в целеустремленной творческой активности, а не в эмоциональной впечатлительности. Любое чередование заданий должно быть направлено прежде всего на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности.

Иногда активность сводят лишь к физическим движениям ученика: считается, что ученик активен, если он рисует, чертит, пишет и т. д., а если читает про себя, слушает учителя, то он пассивен. Такое понимание активности одностороннее: ученик может быть внешне неподвижен, а его мысль в это время очень активно работает.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружились опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видя в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в ни правлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.