Смекни!
smekni.com

Научно - методическое исследование коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства (стр. 4 из 4)

Огромно значение коллективных форм работ, когда учащиеся всем классом украшают зал для торжественного утренника, сцену, оформляя декорации для кукольного театра, изготовляют наглядные пособия, готовятся к праздникам.

Для выполнения таких общественных задач учащихся распределяют на соревнующиеся между собой небольшие группы. Общая работа обсуждается, корректируется (выбирается наилучший вариант) и планируется между группами, которым даются посильные задания, учитывая при этом возможности каждого ученика и группы в целом. Участие в таких мероприятиях отстающих учеников всегда вызывает чувство товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки, старания каждого хорошо выполнить задание, чтобы не подвести других. Коллективная ответственность подтягивает отстающих. Школьники убеждаются, что коллективным, дружным трудом задание можно выполнить быстрее и красивее. Но самое главное, дети учатся ценить свой труд и труд товарищей, сохранять и беречь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Для учителей изобразительного искусства по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец.

3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Таким образом,анализ методической литературы наглядно

свидетельствует о том, что коллективная форма работы обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банников В. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного профессионального образования // Искусство в школе. - 2007. - №3. - С. 15-17
  2. Буланова И. Коллективная изобразительная деятельность // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 17
  3. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: «Педагогика», 1975. - 96с. + 16с. цв. вкл.
  4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.1: Общие основы, процесс воспитания. - 256с.
  5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.2: Процесс воспитания. - с.256
  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд. М: АГАР, 2000. -256с.

ПРИЛОЖЕНИЕ