Смекни!
smekni.com

Научно - методическое исследование коллективных форм работ на уроках изобразительного искусства (стр. 3 из 4)

Анализ педагогической литературы позволил выделить но сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названии дают некоторое представление о целях, задачах, методике про ведения таких занятий(уроки творчества, уроки обобщения, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, интегральные уроки и др.). Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Среди огромного количества видов коллективных форм работ на уроках ИЗО особенно практикуются следующие: кружок, студия, клуб, факультатив, творческая комната, реставрационная деятельность, игровая площадка, лекция, вечер, устный журнал, экспедиция, музей ИЗО, домашнее рисование, показ кинофильмов, внеклассная беседа, ИЗО-КВН, коллективное оформление стендов, изготовление элементов для украшения интерьера. Пожалуй, самым излюбленным видом является сочетание клубной и кружковой работы и работа в творческой комнате.

Особенно хороший эффект дает сочетание традиционных и инновационных уроков. Но на всех них гибко меняется соотношение теоретической, практической и методической частей в зависимости от темы. И на наш взгляд надо оценивать не то, каков урок, традиционный или инновационный, а каков его результат, каков его "выход" на творчество студента.

Нестандартные формы уроков развивают у учащихся следующие качества:

1. формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

2. воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач;

3. обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

4. систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

5. приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

6. воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

2.2 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.

Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаше всего остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся. Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя;

- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;

- отстоять ее убедительной аргументацией;

- обязан выслушать и понять другого;

- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;

- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.

Эти задачи можно решать с помощью любых разделов нашего курса, где-то щедрее, где-то экономнее. Зачастую необходим эмоциональный настрой учащихся на тему, широкая предупредительная работа (которая проявляется в виде анализа темы урока, закрепления узловых точек), самостоятельная работа по теме, анализ работ и итог урока. Каждый этап урока может быть проведен либо учителем в плане анализа темы, вариантов решения ее, либо студентами в виде фрагментов школьных уроков; очень широко используется взаимопроверка, оценка и самооценка, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ; практическая работа представляет собой изготовление наглядных пособий для методических копилок студентов. Широко используется педрисунок (полный, частичный, с элементами аппликации), его выполняет как учитель, так и подготовленный студент. Для взаимопроверки и анализа студенты разрабатывают оценочный критерий данного вида работы, где особое место отводится самостоятельности, оригинальности, творчеству работы, умению нестандартно ее решить и подать. Для анализа, контроля и оценки предлагаются примерные опорные вопросы, с которыми студенты работают и в аудиториях, и на пробной практике, и в самостоятельной педагогической деятельности.

Но самым благодарным материалом в этом отношении, судя по опыту работы, является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), воспитательных ( научить ребенка гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений, защищать и творить красоту, хотя бы на уровне детских возможностей), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в такой работе, будить так необходимое в жизни умение и желание трудиться, и трудиться красиво. Содержание декоративных заданий должно органически связываться со всеми видами учебной работы по изобразительному искусству (рисование с натуры, на тему, по памяти). Анализ экспериментальных работ показал, что успешное развитие творчества учащихся в области декоративной работы находится в зависимости от уровня подготовки их в рисовании с натуры.

Также можно использовать при организации коллективных форм работ на уроках ИЗО графику. При разработке занятий линогравюрой вытекают следующие задачи:

1. Развить образное мышления учащихся;

2. Давать учащимся понимание средств гравюры и умение пользоваться ими.

Известно, что умение наблюдать - важное и необходимое качество для развития художественно-творческих способностей учащихся. Эти занятия развивают у учащихся прежде всего композиционные способности, что проявляется в умении зрительно уравновешивать формы - элементы рисунка, гравюры. Они приучают школьников рассматривать средства искусства со стороны их не только изобразительных, но и выразительных возможностей. И что особенно важно: занятия линогравюрой в высшей степени содействуют формированию у учащихся эстетического отношения к окружающим явлениям жизни.

Поэтому особое внимание необходимо уделять внеучебной работе, дополнительному образованию. На материале декоративно-прикладного искусства стараются учить народному искусству не спеша, сохраняя наши корни, но настойчиво и ненавязчиво - всегда, чтобы оно вечно жило в человеческих душах и питало их человечностью.

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета основного курса, участием в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию. Контроль знаний, умений и навыков проводится текущий (по мере освоения темы), также проводится итоговый зачет.

Знакомство с несколькими промыслами завершается праздником, в котором участвуют несколько классов. Это может быть ИЗО КВН, "Путешествие в страну Красоты", "Поле ИЗОчудес", "Следствие ведут ИЗОзнатоки" и т. д. На таких праздниках должны быть интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например, "оживить" картину, расписать блюдо только заданной росписью - аппликация и роспись и т. д.). Особый эффект выходит, когда соревнуются команды, составленные из игроков разных групп, например, в команде "Палитра" игроки из группы За, 3б, 3в классов; в команде "Мастера" игроки - другие, но из этих же За, 3б, Зв классов. Таким же образом готовятся группы поддержки. Тогда на празднике превалируют не групповые, а командные интересы, что дает возможность увидеть воспитанников другой гранью, часто нестандартной.