Смекни!
smekni.com

Развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы графический редактор (стр. 7 из 16)

В целом можно сделать вывод, что внимание – функция интереса. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. У внимания нет самостоятельных свойств, свойства внимания это различные свойства деятельности.

При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

Для формирования и мобилизации внимания необходимо, что бы урок отвечал всем методическим требованиям. Работа учителя на уроке должна строится с учётом этих методических требований. Важным условием формирования и мобилизации внимания является готовность воспринимать материал, темп работы. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание. Очень важно для мобилизации внимания, что бы урок проходил интересно, не по учебнику. Скучное преподавание - один из источников рассеянности внимания школьников, в этом случае развитие внимания будет затруднено, многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы.

Уровень развития внимания, во многом, определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Именно в этом аспекте наиболее продуктивной в школе может оказаться образовательная область информатики, где аккумулирован огромный потенциал компьютерных методов исследования любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода мета предмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей. При этом помимо развития внимания, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных старшим школьником на других школьных предметах. Причем, это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.

После того как закончено теоретическое исследование перейдем к практическому, а именно к педагогическому эксперименту.


2. Развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

2.1 Методологические основы развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Развитие внимания старшеклассников в процессе изучения темы осуществляется с помощью определенных средств и методов. Графические редакторы - одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству.

На первом этапе развития внимания надо научить старшего школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит и объекта. Прежде всего, необходимо научить корректно формулировать цель. Затем, задавшись некоей формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью наиболее существенную. Предлагается в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий (информационной моделью), будет служить базой для исследований на компьютере.

Более сложным и неоднозначным этапом развития внимания будет второй этап, где надо научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.

На следующем этапе особое внимание надо уделить моделированию на компьютере. При этом акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин. Тем самым естественным образом будет обеспечено решение одной из часто обсуждаемых педагогических проблем - организация межпредметных связей.

Можно строить урок по модульному принципу, т.е. выбирая разделы из разных учебников. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит уровень внимания.

Для сравнения возьмем следующие учебники, в которых рассмотрена тема "Графический редактор". При проведении анализа для каждого учебника рассмотрим теоретический материал и систему заданий, а также предлагаемые в них методики.

Комплект учебников "Информатика" под ред. профессора Н. В. Макаровой [43], состоит из четырех книг для 6-7, 7-8, 9, 10-11 классов и построен на основе концентрического метода обучения. Содержание каждого последующего учебника является развитием предыдущего. Несмотря на это, методика обучения допускает точки входа в образовательную область информатики с любого уровня. Учитель может конструировать свой предмет, не обязательно строго придерживаясь последовательности тем в учебнике. Предлагается на уроках информатики осваивать новые программные среды, не как цель обучения, а в процессе решения или моделирования задачи из конкретной предметной области.

Кузнецов А.А., Апатова Н.В.[36] "Основы информатики" - это единственный из найденных учебников, который рассматривает компьютерную графику на основе языка Pascal, остальные авторы используют Basic или Visual Basic. Одним из последних параграфов в разделе программирования стоит параграф "Компьютерная графика". В начале параграфа даются базовые понятия компьютерной графики, вводится понятие графический примитив, как базовых графических конструкций и их модификаций. Дальнейшее изложение строится из практических соображений, что нельзя не отметить как положительный момент. Операторы графики вводятся по мере их востребованности в написании программы. Так после введения процедур введения процедуры построения точки, идет практическая работа по написанию программы рисования графика функций. После введения процедур рисования отрезка и прямоугольника, программа построения столбчатой, а после введения окружности и дуги, круговой диаграмм. В конце параграфа приведены задания для самостоятельного выполнения. Помимо модификаций предлагаемых автором программ, приводятся задания рассчитанные на полное выполнение. Предложенные задания имеют различный уровень сложности.

Ляхович В.Ф. [41]"Информатика". Графические возможности языка Бейсик рассматриваются автором в главе "Обработка текстовой и графической информации". На тему отводятся два параграфа главы. В первом перечисляются графический режимы для различных ЭВМ (не актуальная на сегодняшний день информация), рассматриваются основные графические операторы языка Бейсик. Во втором параграфе, под названием "Алгоритмы и программы построения изображений" речь идет об алгоритмах (программах), обеспечивающих построение на экране монитора изображение некоторых объектов. Суть процесса построения изображения автор рассматривает в следующих пунктах:

- изображение объекта разбивается на отдельные графические элементы (графические примитивы) с учетом состава графических операторов языка программирования;

- определяем значения параметров всех графических элементов, исходя из изображения на объекта бумаге;

- выбираем порядок построения графических элементов на экране, который и определяет алгоритм решения задачи.

В конце параграфа приводится интересная подборка заданий для самостоятельного выполнения.

Каймин В.А., Щеголев А.Г. [35] Основы информатики и вычислительной техники. Графическое программирование на Basic находится в одном из первых параграфов главы "Программирование". Содержание параграфа ограничено простым перечислением операторов построения графики. Примеров, как и заданий для самостоятельного выполнения в нем нет. Данное учебное пособие может быть использовано в качестве справочника, а не для обучения.

Угринович Н.Д.[51] Информатика и информационные технологии. Данный учебник имеет достаточно весомую главу программирования на языке программирования Visual Basic. В данной главе и рассматривается параграф "Графические возможности языка Visual Basic". В параграфе кратко перечисляются основные операторы вывода графических примитивов, а также разрабатываются два проекта. Проект "Построение графика функции" точками и проект "Движение круга", предусматривающий анимацию. В конце параграфа приведены практические задания, часть которых рассматривается в соответствующем пункте практикума по данному учебнику.

Таким образом, во всех рассмотренных учебниках рассматриваются операторы вывода графики, при этом каждый автор вносит в содержание своего учебника что-то новое, отличающее его от других. Школа и учителя вправе выбирать те из них, которые, по их мнению, дадут оптимальный уровень знаний по программированию учащимся того или иного класса. Учебники отличаются между собой структурой изложения материала, содержанием, уровнем сложности заданий и представленной системой задач.

Наиболее простыми и удобными для изучения в общеобразовательных школах являются учебные пособия Кузнецова [36] и Угринович [51]. Во-первых, теоретический материал в данных учебниках включает в себя все основные понятия. Во-вторых, имеют систему задач, в которой представлены задания различной сложности. Это позволяет дифференцированно подойти к процессу обучения.