Смекни!
smekni.com

Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов (стр. 2 из 16)

Познавательный интерес несёт в себе функции интереса.

Объектом его является область познания. Центральное звено познавательного интереса - переработка интересующей информации, поиск активных связей в изучаемом явлении. Познавательный интерес требует от субъекта активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.

Источником форм познавательного интереса в учебном процессе является содержание обучения и процесс деятельности, а индефекатором - уровень развития.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [13; 49]

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника, и должен оказывать сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически активизировать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.[13; 44]

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В него включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.[13; 45]

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. [13; 47]

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. [13; 48]

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и

прежде всего, в учении. [13; 49]

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном активизиции интереса к учению.[13; 52]

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. [13; 53]

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. [39; 54]

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. [39; 55]

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. [39; 56]

Мы считаем, что интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующий ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.


1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия-осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.(28; 45)

«Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, — надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует» [1; 351.]. «Только при сценическом исполнении драматический вымысел получает вполне законченную форму... — писал А. Н. Островский. - Драматическое искусство, принадлежа литературной своей стороной к искусству словесному, другой стороной — сценической — подходит под определение искусства вообще. Все, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего общего с литературными. Художественные соображения основываются на так называемом знании сцены и внешних эффектах, т. е. на условиях чисто пластических» [22; 43]. Речь идет о таких средствах художественной выразительности, как игра актеров, мизансцены, декорации, музыка, звуковые и световые эффекты и тому подобное. То, что драматургия служит решающим компонентам театральной постановки, её литературной основой, определяет и специфические особенности поэтики драматургии, отличающие ее от эпоса и лирики. В драматургии образы людей характеризуются «словом, и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора». В драматургии отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и тому подобное. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драматургии является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки, которые как бы вбирают в себя всё то наиболее существенное, что могло бы быть рассказано о них в повествовательных жанрах литературы. Собственно авторский комментарий к пьесе (описание обстановки или же атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками, имеющими у некоторых драматургов весьма развернутый характер. [4; 242]