Смекни!
smekni.com

Олигофрения 2 (стр. 6 из 16)

16. Реализация принципа доступности обучения в коррекционной работе с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Применение наглядных и практических методов обучения ни в коей мере не исключает комментария, необходимых объяснений и указаний со стороны учителя.Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идет о принципе дос­тупности обучения.

В теории и практике дидактики доступность обучения не отож­дествляется с его легкостью. Наоборот, этот принцип предполага­ет преодоление учащимися возникающих трудностей, что, соб­ственно, и определяет поступательный характер педагогического процесса. Принцип доступности означает, что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.Несомненно, по отношению к детям с тяжелой умственной отсталостью применение данного принципа — очень сложное дело, так как возможности развития у них крайне ограничены.

Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети справ­лялись с работой, преодолевая определенные трудности, требую­щие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени са­мостоятельности. Реализация принципа доступности предполагает подбор при­меров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, что делает доступным излагаемый учебный материал. Важнейшим условием осуществления данного принципа явля­ется постоянное педагогическое изучение аномальных детей, благодаря которому совершенствуется содержание учебной работы с ними. Несмотря на то, что уровень трудности материала определяется программой, в отдельных случаях это делает сам педагог.

17. Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в коррекционной работе с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знания­ми, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуще­ствлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Дифференцированный подход к учащимся — один из путей индивидуализации обучения.Дифференциация включает работу учителя с разными клини­ческими группами тяжело умственно отсталых детей, что обус­ловливает выбор соответствующих средств и методов обучения. Например, у детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других воспитанников, нарушена мелкая моторика пальцев рук, что необходимо учитывать, в частности в их трудовом обучении. Что касается детей с фенилкетонурией, то им в большей степе­ни, чем учащимся, умственная отсталость которых обусловлена иной этиологией, свойственны частая смена настроений, низкая работоспособность, повышенная истощаемость. Свое­образие личностных качеств таких детей следует иметь в виду при проведении с ними учебных занятий (разумная дозировка мате­риала, частая смена форм деятельности и т.д.).

Учет типологических особенностей детей различных клиниче­ских групп позволяет наиболее полно осуществлять принцип ин­дивидуального подхода, с тем чтобы для каждого ученика опре­делить содержание и объем заданий. Этому способствует относи­тельно небольшое количество детей (до 10 человек) в классах, организуемых в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. При этом индивидуальный подход к учащимся не должен превращаться в пассивное приспособление учителя к особенно­стям такого ребенка. Знание психофизических черт каждого уче­ника необходимо для того, чтобы найти более эффективные спо­собы коррекционной работы с ним и тем самым определить пути включения его во фронтальную работу.Как указывалось выше, помимо общедидактических принци­пов в работе с этими детьми используются и специальные, при­меняемые в коррекционной педагогике.

18. Реализация принципа коррекционно-развивающего обучения в коррекционной работе с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Особо следует остановиться на возможностях коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Во многих случаях к работе с этими детьми подходят с точки зрения их тренировки, в основе которой лежит учение об услов­ных рефлексах (недаром часто таких детей называют «тренируе­мыми»). Несомненно, нельзя преуменьшать роль механических моментов в воспитании этих детей, больше того, она весьма зна­чительна. Но попытка исчерпать все обучение детей с тяжелой умственной отсталостью выработкой механических, рефлекторных действий является ошибочной. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что «глубоко отсталый ребенок, овладевающий начатками мышления, человеческой речью, примитивными формами труда, должен и может получить от воспитания нечто качественно иное, чем просто фонд автоматических навыков»*. Речь идет о развитии познавательной деятельности детей, формирование которой мо­жет быть успешно только в условиях специального коррекционного обучения.

При обучении тяжело умственно отсталых детей младшего школьного возраста (7—10 лет) было обнаружено, что система­тически построенное и целенаправленное обучение не только приводит к приобретению этими детьми суммы некоторых зна­ний, но и дает определенный эффект в их умственном развитии. Как выявлено, большинство детей (две трети всех обучавшихся) сумели выполнить задания, аналогичные тем, которые были вклю­чены в систему обучения. Это свидетельствует о том развивающем значении, которое может иметь обучение в младшем возрасте для этой категории детей. В более старшем возрасте они усваивают элементарные обобщающие понятия, которые используют в ре­чевом общении.

Развитие познавательной деятельности детей положительно сказывается на их эмоционально-волевой сфере, личностных ка­чествах. Результаты исследований самооценки у 15—16-летних подростков показали, что к старшему возрасту у них появляется некоторая способность критически оценивать свою учебную и тру­довую деятельность. Так, многие учащиеся совершенно справед­ливо давали низкую оценку своим возможностям по счету, дей­ствительно, усвоение этого предмета вызывало у них наибольшие трудности.

19. Реализация принципа практической направленности обучения в коррекционной работе с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Важнейшим принципом в работе с этими детьми является прин­цип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т.е. к разумному действию. Этот практический интеллект по своей психологической природе от­личается как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта. По мысли Л. С. Выготского, «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством вы­равнивания других интеллектуальных функций».

Содержание учебно-воспитательной работы с этими детьми должно всемерно содействовать выявлению положительных воз­можностей в подготовке воспитанников к доступным для них видам труда. Поэтому вся коррекционно-воспитательная работа с тяжело отсталыми детьми должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, предметно-практическая дея­тельность и ручной труд на младших годах обучения, хозяйст­венно-бытовой и производственный труд в старшем школьном возрасте.

Как показывает опыт, только в процессе проведения практи­ческих занятий можно развивать у тяжело отсталых детей речь, корригировать недостатки их мышления, воспитывать целенап­равленные движения, формировать положительные эмоциональ­но-волевые качества.Обучение этих детей грамоте и счету занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы с ними.Работу с тяжело умственно отсталыми детьми следует строить с учетом перечисленных принципов общей и специальной педа­гогики, а также двух особых принципов, которые чрезвычайно важны именно для этой категории детей.

20. Реализация принципа расширения социальных связей в коррекционной работе с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Изве­стно, что дети с тяжелой умственной отсталостью испытывают большие трудности в усвоении общепринятых норм поведения, в овладении навыками общения. Несомненно, расширению соци­альных связей таких детей должна способствовать вся коррекци-онно-воспитательная работа с ними. Однако непосредственно этой задаче подчинен важнейший раздел программы — «Социально-бытовая ориентировка». Напомним в связи с этим слова Выгот­ского, который говорил о том, что социальное воспитание глубо­ко отсталого ребенка является единственно состоятельным науч­ным путем его воспитания.

Уроки по социальной адаптации проходят в форме классных занятий и экскурсий. На уроках благодаря специально созданным ситуациям дети обучаются необходимым бытовым навыкам, ов­ладевают общепринятыми нормами поведения. Для этого исполь­зуются сюжетно-ролевые игры, такие, например, как: «В автобу­се», «На почте», «В магазине» и т.п. Формируя у детей адекватное поведение, не следует увлекаться длительными беседами, поуче­ниями, так как дети попросту не поймут их. Только путем много­кратных упражнений, систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, способствую­щие их интеграции в общество.

Развитие у детей речевого общения — необходимое условие расширения социальных связей. Известно, что само по себе на­копление новых слов не ведет к улучшению активной речи. Даже владея нужными словами или несложной фразой, в собственной речи дети не пользуются ими. Это обусловлено их пассивностью, низким уровнем побуждений к высказываниям, слабым интере­сом к окружающему. Чтобы вызвать речь детей, следует поставить их в такие условия, когда они должны спросить или попросить что-либо, задать определенные вопросы. Этому как раз и содей­ствуют создаваемые на уроках и в ходе экскурсии ситуации, в процессе которых дети учатся общению.