Смекни!
smekni.com

Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-1 (стр. 2 из 10)

Понятия о внешности и поведении «настоящего юноши» и «настоящей девушки» нередко излишне гипертрофированны. В связи с этим, возрастает роль социального окружения, преподносящего молодому человеку эталон для подражания. В Российской культуре на современном этапе происходит поиск подобного эталона. «Герои» советской эпохи канули в лету вместе с идеологией, их породившей. Образы былинных богатырей, а также их верных и любящих жен практически забыты. Необходима планомерная деятельность воспитательных и образовательных институтов, направленная на создание и пропаганду образов «героев нашего времени», в том числе, в рамках программ патриотического воспитания молодежи.

Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием формально-логических операций, необходимых для абстрактных умозаключений. Содержание мышления старшеклассников становится более широким и сложным, что удивительным образом сочетается с разбросанностью и отсутствием систематичности. Приобретаемая в этот период склонность к самоанализу и самокритике приводит к своеобразному эгоцентризму, который проявляется в преувеличении юношами своих знаний, умственных способностей, а также в ощущении постоянного критического внимания к себе со стороны других людей.

Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я – тесно связана с закономерностями умственного развития в этом возрасте. Благодаря новообразованиям интеллектуальной сферы, юноши и девушки подвергают анализу систему ценностных ориентаций своих родителей, сопоставляют поведение взрослых с провозглашаемыми моральными принципами, сравнивают действительность с возможным, выстраивая достаточно жесткие критические умозаключения.

С точки зрения отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др.), особенности развития психики в раннем юношеском возрасте детерминируются также спецификой социальной ситуации развития. Социум ставит перед старшеклассником задачу профессионального и личностного самосознания и самоопределения, включающую в себя построение целостного замысла жизни и перспективное планирование своего будущего. Юношеский возраст – время активного мировоззренческого поиска, векторным направлением которого становится проблема поиска смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос о смысле человеческого бытия и своего собственного существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни, определением ее целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий.

По сравнению с подростковым возрастом юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Старшеклассники остро чувствуют свою индивидуальность и стараются подчеркнуть свое отличие от окружающих. С участием во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями происходит стабилизация юношеского образа Я, сопровождающаяся, как правило, ростом самоуважения.

У старшеклассников расширяется временная перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своем возможном Я. Юношеское самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Формируются такие психологические качества, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую жизнь.

Сточки зрения психолога Э.Эриксона, представителя психодинамического направления, юность связана с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, то есть определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие».

Частью разрешения кризиса идентичности является приобретение личных моральных норм. У старших школьников формируются устойчивые, сознательно выработанные представления о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральные принципы и убеждения, понимание долга и ответственности. Именно в юности человек идентифицирует себя как представитель определенной эпохи, исторического момента, страны. Эриксон Э. пишет: «Именно в юности идеологическая структура среды становится для «эго» важной, потому что без идеологического упрощения мира «эго» юного человека не способно организовать опыт в соответствии со своими конкретными возможностями и все большей вовлеченностью в события. Юность в таком случае – это период, в котором индивид гораздо ближе к историческому моменту…».

У старшеклассника активно формируется внутренняя позиция по отношению к своей стране, своему народу, своему месту в данной культурной среде. Выбор внутренней позиции – сложная духовная работа, в процессе которой происходит сопоставление общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций. В результате юноше предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

В этот переломный возрастной период обществом, а также институтами воспитания и образования должны быть организованы условия для формирования и развития целого комплекса позитивных качеств личности, в основе которого – духовно-нравственная и социокультурная составляющие. В число этих качеств входит и патриотизм, который воспринимается молодежью как привязанность к малой родине, месту, где родился; гордость за свою страну; готовность что-то для нее делать.

Подводя итоги можно определить следующие задачи развития в раннем юношеском возрасте:

· Личностное развитие и обретение чувства личностной тождественности и целостности, идентичности, в том числе патриотической идентичности (самоопределение в рамках конкретной социокультурной, национальной и гражданской среды).

· Обретение гендерной идентичности – осознание и самоощущение себя как представителя определенного пола.

· Профессиональное самоопределение – выбор будущей профессии, становление жизненных целей.

· Готовность к жизненному самоопределению, развитие ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

· Формирование особой, гражданской направленности самореализации и социального поведения, лежащей в основе патриотического чувства.

1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе

Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (40; 494). Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь» (31; 14). Поскольку и в первом и во втором случае ключевым является слово «любовь», то можно говорить о патриотизме, как о чувстве. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?».

На прошедшем в октябре 2006г. по инициативе Комитета Госдумы РФ по информационной политике «круглом столе» на тему: «О формировании патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования» высказывались противоречивые мнения на сей счет. Некоторые участники дискуссии высказывали сомнения в необходимости государственной программы патриотического воспитания, апеллируя к тому, что любовь к своей стране должна основываться на личном опыте, а не «насаждаться в виде дистиллированных символов», и что «такие программы могут нанести вред: чем меньше власть вмешивается в подобные вещи, тем лучше» (23; 43). Данные опасения связаны с возможной подменой истинно национальных, патриотических чувств идеалами национализма и шовинизма.

Сторонников идеи невмешательства в процесс формирования любви к отечеству опровергал свыше 70-ти лет назад выдающийся педагог В.Н. Сорока-Росинский, подчеркивая, что «…национальное чувство есть великая, неискоренимая и страшная по своей стихийности сила. Ее нужно воспитывать, нужно культивировать, надо направлять ее на осуществление великих идеалов нашей культуры, иначе эта грозная сила, предоставленная себе, может извратиться и тогда станет страшной не столько для других народов, сколько для нашего же дальнейшего национального бытия» (54; 47).

Вместе с тем, на протяжении многих лет формирование чувства патриотизма ассоциировалось в СССР с системой военно-гражданского воспитания в средней и старшей школе, реализуемой в основном на уроках начальной военной подготовки, и сводилось к выработке навыка выживания в обстановке военных действий. Кроме того, под патриотизм маскировалась идеологическая работа, направленная на разжигание черной злобы к инородцам, к политике стран капиталистического мира и т п.