Смекни!
smekni.com

Политология (стр. 25 из 28)

Осн. типы политич. поведения.

Эмоционально-чувственное преломление идеалов и нормативных требований политич. идеологии представляет соответствующие формы целенаправленного политич. поведения граждан. Идейносориентированные поступки последних относятся к автономному типу политич. поведения, отображающему относительно свободный выбор людьми политич. целей и средств их достижения. Этот тип поведения противостоит мобилизованным формам активности, хар-щим вынужденность совершаемых человеком поступков под давлением внешних обстоятельств. (Напр., в тоталитарном режиме источником такого давления на сознание личности выступают постулаты идеальной моно идеологии, подчиняющей себе все институты власти.) В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения власти (носящие хар-р прямого политич. действия, напр.. участие в выборах, демонстрациях. пикетах) и закрытые (хар-щие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политич. обязанностей). С точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым в политич. системе ценностям и нормам “политич. игры” говорят о нормативных формах политич. поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия гражданБ принято выделять традиционные формы и противостоящие им инновационные способы практического достижения политич. целей.

Политич. социализация.

Формирование, воспроизводство и развитие политич. культуры осущ-ся через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущая к формированию у него качеств и св-в, позволяющих адаптироваться в данной политич. системе и выполнять там определенные функции, называется политич. социализацией.Человек, лишенный такого рода св-в, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политич. взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы. Единого подхода к пониманию процесса полити. социализации нет. Так, классическая теория, разработанная чекагскими учеными под руководством Д.Истона, трактовала ее как процесс обучения человека спец. ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых (Липтон, Парсонс) акцентрировали внимание на взаимодействии человека с политич системой и ее институтами. Др. авторитетное направление (Хабермас,Луман) рассматривает политич. социализацию как аккультуцию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политич. сознания и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Эриксон, Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политич. деятельности, понимая политич. социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Политич. ценности, традиции, образцы поведения и проч. эл-ты политич. культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью. Т. обр., политич. социализация - это процесс одновременного обретения и утраты человеком политич. св-в. Различают первичные и вторичные этапы социолизации личности. Первичная хар-ет первоначальное (обычно с 3-х - 5 лет) восприятие человеком политич. категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политич. жизни. По мнению амер. ученых Истона и Дениса, здесь необходимо различать 4 аспекта процесса социализации: непосредственное “восприятие” ребенком политич. жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей,. их отношениях, реакциях и чувствах; “персонализация” политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (напр., президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с политич. системой; “идеализация” этих политич. образов, т.е. образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; “институализация” обретенных св-в, сведетельствующих об усложнении политич. картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики. Вторичная политич. социализация хар-ет тот этап деятельности чловека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций.

Осн. типы политич. социализации:

1.Гармонический тип, отражающий психологически нормальное взаимодействие чкловека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, гос-ву, осознание им своих гражданских обязанностей;

2.Гегемонистский тип, хар-щий негативное отношение человека к любым социальным и политич. системам, кроме своей;

3.Плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политич. пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;

4.Конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов.

Вопрос 45. Политическая культура : содержание понятия и структурные элементы.

Термин политич. культура появился впервые в 18 в. в трудах немецкого философа-просветителя И.Гердера . Теория же, описывающая эту группу политич. явлений, сформировалась только в 50-х нач. 60-х г. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученные Г.Алмонд, С.Верба, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз, Д. Каванах, французы М.Дюверже и Р.Ж.Шварценберг и др. В науке сложились два осн. подхода к трактовке политич. культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений(Г.Алмонд, С.Верба,Д. Девайн,Краснов) и символов (Диттмер) . Другая группа ученых, видя в политич. культуре проявление нормативных требований (Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Плейно), способ политич. деятельности (Розенбаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политич. культуры как явление, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о политич. власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с гос-вом, формах практической деятельности. Характеризуюя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимодействий с властью, стиль его политич. деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнаные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод. В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотиваций поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политичю культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней “логичным”,”нелогичным” и “внелогичным” эл-там (Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политич. участия индивида. Особой сложностью отличается стиль массового политич. поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политич. культура общ-ва в целом. Эта политич. культура , закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политич. языке (соотв. терминах, символах) , придает особую значимость атрибутам государственности (флагу,гербу, гимну) Тем самым политич. культура стремится интегрировать общ-во, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

Политич. культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Одна из стр-р раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов гос. власти и, в соотв. с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политич. статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам). Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политич. поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к соц. (классы,слои,страны) , национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и др.(религиозные и проч.) группам. Выборка людьми ценностных ориентаций (и соотв. форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политич. культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у них носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и гос-ву, правящим партиям, способах политич. участия. В целом же наибольшим значением для жизни и политич. развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая хар-р исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политич. системой. В этом смысле наиболее важными эл-ми данной субкультуры явл. способности лидеров и представителей элит выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и св-ва, которые позволят им приобрести и поддержать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.