Смекни!
smekni.com

Регионология 30 вопросов (стр. 8 из 34)

Странам-участницам важно уже в ближайшем будущем разработать свои внешнеэкономические концепции, расставить приоритеты в сфере международного сотрудничества, определить механизмы сочетания интеграционного процесса в СНГ с широким использованием международного разделения труда с другими регионами мира. Совместные внешнеэкономические действия и скоординированная позиция необходимы и в отношениях стран СНГ с международными экономическими и финансовыми организациями. Формирование новой региональной системы взаимных связей сейчас возможно лишь на основе нового экономического механизма взаимодействия, соответствующего новому, суверенному статусу стран Содружества. Успешное проведение экономических преобразований в странах СНГ невозможно без тщательной разработки и осуществления скоординированной реформы законодательства. Если участники СНГ хотят оживить торговлю, стимулировать капиталовложения (в том числе и взаимные), их законодательство должно стать не только привлекательным для бизнеса, но и унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства стран-участниц не соответствуют друг другу, а законы и реальность отделены пропастью. Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных рекомендаций. Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем стран СНГ. Обеспечение правовой базы интеграционных мероприятий требует существенного повышения роли Межпарламентской Ассамблеи как органа, призванного разрабатывать модельные законодательные акты и добиваться сближения действующего законодательства государств, подписавших Договор об экономическом союзе. В целом структура СНГ играет не достаточно активную роль, но есть мнение, что ее время еще придет - но в будущем.

9.Непризнанные (самопровозглашенные) постсоветские государства (Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Юго-Осетинская республика, Приднестровско-Молдавская республика).

Непризнанные (самопровозглашенных) государств (Абхазия, Юго-Осетинская республика, Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровско-Молдавская республика) появились вслед за развалом СССР. Самопровозглашенные республики — это результат этнического сепаратизма на территориях новых государств. Сепаратизм в этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Существует несколько причин, побуждающих людей разных национальностей поднимать вопросы автономии и сепаратизма: национальные и религиозные различия с глубокими историческими корнями, на которые накладываются экон. причины и соц. неравенство. Когда национально-этнические проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и нац. групп. Чаще всего они связаны со статусными или терр-ными претензиями. Не редко такие конфликты приводят к вооруженному столкновению представителей национального меньшинства и титульного народа или национального меньшинства и власти. Власти государств втягиваются в вооруженные конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами (Нагорный Карабах), в Грузии - в конфликте между грузинами и осетинами (Южная Осетия), между грузинами и абхазами (Абхазия), или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В самопровозглашенных республиках сформированы органы власти, прошли выборы президентов. Но они не признаются мировым сообществом. Фактически ни один случай вооруженного сепаратизма не закончился достижением политической цели и признанием мировой общественности. Поэтому эти образования остаются самопровозглашенными.

В Абхазии сепаратизм оправдывался мифом о 2000-летней государственности, которую они потеряли (хотя к этой государственности ни абхазы, ни грузины не имели отношения). В Нагорном Карабахе для этой цели использовалась идея права нации на самоопределение. На основании этой идеи возникло большинство непризнанных (самопровозглашенных) постсоветских государств. Сепаратизма как правило появляется не там, где есть этническое разнообразие, а там, где среди меньшинств есть достаточное количество политических активистов, желающих стать доминирующим большинством, или другими словами "добиться национального освобождения". В конце 80-хгг. начался стремительный процесс роста нац. самосознания. В условиях движения нац. возрождения произошла консолидация нац. интеллигенции и политиков вокруг идеи этнического национализма. Вполне естественно, что попытки продолжить дезинтеграцию на постсоветском пространстве предприняли лидеры "двойных меньшинств" - армян в Азербайджане, абхазы и южные осетины в Грузии, чеченцы в РФ. Эти попытки встретили жесткий отпор со стороны властей новых государств. В результате конфликты переросли в вооруженную фазу. Каждый раз борьба политических активистов или вооруженных группировок от имени этнических групп за выход из существующих государственных образований и создание новых государств заканчивались кровавыми конфликтами и массовыми насильственными перемещениями населения. Абхазский вооруженный конфликт возник в 92г и длился 13 месяцев. В этот же период вспыхнул и вооруженный конфликт в Южной Осетии. Свою долю в эскалацию сепаратистских настроений в этих государствах на уровень настоящих войн внесли и власти своим национализмом. После образования новых государств, таких как Грузия, Молдова и Азербайджан национальные меньшинства почувствовали угрозу со стороны новых властей, выражавших крайние формы национализма от имени титульной нации. Лозунги типа "Грузия для грузин" и не могли вызвать другого. В свое время Молдова сумела урегулировать проблему Гагаузии предоставив ей автономию. Приднестровский конфликт не смогли вовремя урегулировать. Новое государство взяло курс на румынизацию общественной жизни и плавное выдавливание русскоязычного населения. Русское население представляющие нетитульную нацию были ориентированы на страны бывшего СССР, а представители власти стремились побыстрее интегрироваться с Западом. Конфликт вылился в вооруженное противостояние. Усугубляло положение то, что на территориях этих государств оставались вооруженные подразделения и огромные арсеналы оружия. Потеря контроля над этими арсеналами способствовала перерастанию конфликтов в вооруженную форму. В основе конфликтов лежала проблема национального меньшинства, но устремления были различны, причем с течением времени они менялись:

- Приднестровье —десять лет тому назад Приднестровье было бы удовлетворено свободной экономической зоной, потом шла речь об автономии. После трагических событий статус желательный для представителей П не может быть ниже федерального, т.е. речь идет о конфедерации;

- Нагорный Карабах — являющийся территорией Азербайджана, но населенный армянами хочет соединиться с Арменией;

- Абхазия - в основе стремление Абхазии получить большую самостоятельность;

- Южная Осетия — в основе стремление Южной Осетии получить большую самостоятельность;

Проблемы Абхазской и Югоосетинской непризнанных республик законсервированы. Российское военное присутствие в Грузии сохранится, хотя и происходит сокращение его в соответствии с международными договоренностями. Как правило каждый из этих конфликтов сопровождался потоками беженцев. До начала военного конфликта в Абхазии половину населения составляли грузины. В ходе конфликта было изгнано почти все грузинское население. Грузия практически потеряла треть своей территории, ухудшились отношения с Россией. Т.к. на стороне Абхазии воевали русские добровольцы, Министерство обороны России оказывало материальную и моральную помощь Абхазии. Урегулирование отношений между непризнанными республиками и государствами, куда они входят — очень трудный и длительный процесс. Этот процесс не двухсторонний, как правило в нем участвуют посредники. Так в урегулировании отношений между Молдовой и Приднестровьем принимают участие Россия, Украина и ОБСЕ. Подход ОБСЕ в таких вопросах заключается обычно в признании территориальной целостности всех государств ОБСЕ. В 97г был подписан Меморандум между Молдовой и Приднестровьем при участии России, Украины и ОБСЕ. В меморандуме говориться об общем государстве, но даже спустя столько лет компромисс не достигнут: Приднестровье считает, что речь идет о союзе двух равноправных гособразований, т.е. о конфедерации; Молдова с этим не согласна. В Приднестровье и Грузии расположены вооруженные части Российской армии, выполняющие миротворческую миссию, но функционирование которых не соответствует всем нормам международного права. Официальные власти Молдовы и Грузии стремятся через ОБСЕ добиться вывода, и Россия обязалась вывести вооруженные силы. Сейчас вывод начался из Приднестровья и ликвидация двух военных баз на территории Грузии. Лидер не признанной Приднестровской республики препятствует выводу вывозу вооружения со своей территории и не согласен на участие ОБСЕ в этом процессе. В настоящее время Карабахская проблема осталась не решенной и существует в режиме "прекращения огня, возрастания уровня доверия между сторонами и переговоров на уровне глав государства, обмена военнопленными при содействии ОБСЕ". Нагорный Карабах не собирается отказываться от фактической, хотя и непризнанной мировым сообществом независимости, полученной в начале 90-хг. в результате многолетнего вооруженного конфликта с Азербайджаном. Президент Азербайджана считает, что проблема статуса НК должны решаться на основе территориальной целостности Азербайджана с учетом права национальных меньшинств на самоопределение. В 1992 году было принято решение о созыве в Минске конференции по НК под эгидой ОБСЕ. Сложилась минская группа, которая работает над разрешением конфликта. Страны Запада обещали после достижения мира экономическую помощь региону со стороны мирового сообщества. Несмотря на известные трудности в нынешних отношениях между Арменией и с другой стороны Азербайджаном и Турцией (которые продолжают блокаду Армении), в будущем Армения может стать транзитной страной для нефтепроводов, по которым в Европу пойдет нефть Каспия и Средней Азии. Но только после урегулирования карабахского конфликта Армения будет допущена к участию в крупных региональных проектах. В рамках Стамбульского саммита ОБСЕ в 99г состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана при участии госсекретаря США Мадлен Олбрайт, министров иностранных дел России и Франции, а также председателя ОБСЕ. Посредники заявили о том, что к мирному диалогу необходимо подключить представителей самой Нагорно-Карабахской республики (НКР). Хотя в течение многих лет Азербайджан отказывается признать НКР равноправным участником переговорного процесса. Теперь Баку не сможет представлять конфликт исключительно как противостояние между Азербайджаном и Арменией. Существует мнение, что Карабахский конфликт будет законсервирован, хотя бы по причине необходимости для Запада использовать его в качестве инструмента давления на Баку. Однако американская политика двойного стандарта в отношении закавказских республик показала, что главная цель Вашингтона - не помочь решить конфликты с самопровозглашенными территориями, а вытеснить Россию из Закавказья. Грузия и Азербайджан надеялись, что, став членами НАТО, они смогут с помощью Североатлантического альянса решить абхазскую, южноосетинскую и карабахскую проблемы в свою пользу. США предложили унизительный для Баку план карабахского урегулирования, который предусматривает создание "общего государства" Азербайджаном и Нагорным Карабахом. США дали понять, что они не будут помогать Азербайджану в карабахской войне и ему придется создать общее государство с Нагорным Карабахом, причем на равных условиях. Кроме того, Вашингтон, несмотря на подписанные американскими нефтяными компаниями многочисленные контракты с Баку, продолжает сохранять запрет на оказание финансовой помощи Азербайджану, но увеличении финансовой помощи Армении. Теперь, когда надежды на США не оправдались, Алиев вынужден был искать поддержку у России и Ирана. (Азербайджан подтвердил позицию Баку в поддержке действий России в Чечне. Алиев заявил, что "Азербайджан усилит охрану границы с Россией, чтобы предотвратить ее пересечение чеченскими боевиками".) Повышенное внимание руководства Азербайджана отношениям с Россией и Ираном, во-первых, связано с тем, что в этих странах скрываются многочисленные азербайджанские оппозиционеры. Как в России, так и в Иране представители азербайджанской оппозиции, выступающей против прозападной политики Гейдара Алиева, чувствуют себя достаточно свободно. Поэтому Алиев смотрит на Россию и Иран с опасением, боясь, что поддерживаемые Москвой и Тегераном оппозиционеры рано или поздно могут свергнуть его режим. Во-вторых, после Стамбульского саммита, когда президенты Грузии и Азербайджана под патронажем президента США подписали ряд соглашений, предусматривающих дальнейшее вытеснение России из Закавказья, Москва начала уделять больше внимание военному присутствию России в Армении, между Арменией и Россией подписано соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает оказание Россией военной помощи Армении в случае войны. В-третьих, население как Грузии, так и Азербайджана желает иметь тесные связи с Россией. Поэтому недавнее заявление премьер-министра России Владимира Путина о необходимости введения визового режима в отношении Грузии и Азербайджана вызвало сильный переполох в Тбилиси и Баку. Закрытие границ с Россией чревато социальными взрывами в Азербайджане и Грузии, поскольку более половины населения обеих стран зарабатывают себе на жизнь именно в России. И самое последнее: по-прежнему реальную возможность решить этнические конфликты в Закавказье имеет только Россия.