Смекни!
smekni.com

Социальные последствия коммунистического тоталитаризма в Беларуси (стр. 2 из 11)

Пятый признак тоталитарной системы - это ее стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства.

Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тоталитарный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей.

Высокая степень регламентации хозяйственной деятельности при почти полном подавлении профсоюзов открывает тоталитарной власти возможность неограниченной эксплуатации трудящихся. Используя внеэкономическое принуждение (труд заключенных), разного рода аферы, режим получает огромные прибыли. Часть их уходит на финансовую поддержку тоталитарного движения, репрессивных органов и силовых структур, но большая часть присваивается правящей кликой.

Шестым признаком тоталитарной власти является насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии. Ее содержание образуется совокупностью специально придуманных мифов и псевдонаучных теорий. Проводя в жизнь свою идеологию, власть подчеркивает исключительный характер своей исторической миссии, она непременно кого-то или что-то "защищает", "спасает" и т.п.

Исторически первой организованной формой тоталитаризма считается коммунизм советского типа, который сформировался после Великой Октябрьской социалистической революции в России (1917) и просуществовал 74 года. Идеология коммунистического тоталитаризма — марксизм-ленинизм, включающий: классовое превосходство рабочего класса, диктатуру пролетариата, классово-неполноценные слои (собственники, крестьянство, интеллигенция), репрессии, вплоть до уничтожения "классово-неполноценных" собственников и т.д. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого режима, поскольку он полностью уничтожает частную собственность, а значит, основу свободы личности [3].

1.2 Установление тоталитарной системы власти в СССР

Тоталитаризм, как правило, возможен в странах с неокрепшей или разрушающейся демократией в обстановке глубокого экономического кризиса общества, в период ломок и потрясений в социальной, политической и духовной жизни.В СССР тоталитаризм «стартовал» также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

В Советском Союзе тоталитарная система власти сложилась в конце 20-х — начале 30-х гг. Тоталитарный режим контролировал все сферы жизни общества, включая личную жизнь человека. Позднее эта система переросла в режим личной власти, а затем в культ личности Сталина.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели особенности характера самого Сталина: сильная воля, огромные организаторские способности, сочетающиеся с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т.д. Сталин устранил своих политических соперников и стал диктатором, избрав «казарменную модель социализма». Это явилось одной из причин тоталитаризма в СССР. Другой причиной стала монополия на власть большевистской партии. Руководство Компартии было практически неподконтрольно партийным массам. В 30-е гг. многие старые большевики были уничтожены. Новые партийные руководители всем были обязаны Сталину, безоговорочно принимали его единовластие. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим. Страх за свою собственную судьбу, зависимость от вышестоящих вождей делало их глухими к интересам и нуждам народа, поэтому любые проявления народовластия подавлялись, а провозглашенная демократия становилась формальной, в стране господстовал тоталитарный режим. Диктатура пролетариата превратилась к диктатуру партии. Следует заметить, что пирамида власти опиралась на прочную социальную основу, т.е. народ в массе своей поддерживал сталинское руководство и его политику. Люди не допускали мысли о преступных действиях Сталина, которого официальная пропаганда превозносила как мудрого вождя, под руководством которого осуществляется строительство самого справедливого общества. Бесхозяйственность, беззаконие, жестокость, приносившие страдания и горе народу, связывались с именами конкретных людей, а успехи со Сталиным и его ближайшим окружением. Каждый, кто хотя бы сомневался в величии Сталина, в необходимости тоталитарной системы, уничтожался. Отсутствие гласности позволяло скрывать преступления. А главный виновник всех преступлений — Сталин — был провозглашен символом социализма.

Стержнем системы стала партия, которая фактически соединила в себе партийный и государственный аппарата. Партийные органы участвовали в планировании народного хозяйства, жестко вмешивались в работу предприятий, учреждений. Сталин окружил себя преданными людьми готовыми на все ради карьеры. Но и аппарату нужен был Сталин, который гарантировал стабильность власти. Так сложилась партия-государство.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и государственной идеологией. Об этом было записано в Конституции СССР 1936г. Но скорее правильным было бы вести речь об идеологии сталинизма.

Сталинизм — это цельная, очень жесткая идеология, которая охватывала все сферы духовной жизни общества. Была создана атмосфера страха, всеобщей подозрительности, недоверия друг к другу, доносительства. Сталин писал труды по истории, философии, языкознанию, литературоведению, марксизму, т.е. выступал как главный теоретик партии по всем проблемам политического, экономического, культурного развития общества.

Полностью отсутствовала гласность, господствовала безграничная секретность. Социализм изображался как идеальное общество, а капитализм как общество «паразитическое», «загнивающее».

Средства массовой информации были поставлены под партийный контроль (вплоть до 1989г.) В школьных и вузовских программах все явления в природе и обществе рассматривались только с точки зрения марксизма. «Железный занавес» препятствовал проникновению в СССР иных взглядов. Активно велась антирелигиозная пропаганда. Были закрыты многие монастыри и храмы, арестованы священнослужители, запрещено крещение детей в церкви. Вся литература оппозиционных партий — меньшевиков, эсеров, анархистов и пр. — была изъята из библиотек. Партийные творческие союзы осуществляли контроль за писателями, артистами, художниками и людьми других творческих профессий. Таким образом, идеологический партийный аппарат стад важнейшей основой тоталитарного государства. Для уничтожения всякого инакомыслия использовались репрессии.


2. Эпоха сталинизма

Индустриализация и коллективизация - это были части большой программы модернизации СССР. Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятием времени, стилем труда и поведения - в человека, сходного по ряду признаков с человеком современного индустриального общества, способного быть оператором сложной производственной и военной техники.

В СССР на воспитание дисциплинированного, точного и ответственного человека отводилось менее десяти лет. Задача наисложнейшая, казалось нереальная, но в жесточайших условиях она была выполнена. СССР превратился в военный лагерь с тоталитарным, мобилизационным режимом. В социальной и идеологической сфере тоталитаризм выразился в достижении морально-политического единства советского народа и культе личности И.В.Сталина. В правовой - в широком применении чрезвычайных мер, массовых репрессиях, которые сопровождались крайней жестокостью.

2.1Коллективизация

В начале 20-х годов сельское население республики составляло около 90 % (89,4 % в 1920-1923 гг.), что и определяло сельскохозяйственную направленность в развитии экономики. С провозглашением политики сплошной коллективизации сельского хозяйства в конце 1929 года началось беспрецедентное по своим масштабам и последствиям глубинное «перепахивание» социальной и экономической структуры белорусской деревни. За годы первой пятилетки в БССР было коллективизировано 47,8% крестьянских дворов, создано более 9 тысяч колхозов, к концу 1937 г. Было объединено 685 тыс. единоличных хозяйств, или 87,5% от их общего числа . К началу третьей пятилетки(1938) коллективизация была завершена, социалистический способ производства в сельском хозяйстве стал господствующим[5, с. 257].

Принудительная коллективизация принесла большой ущерб сельскому хозяйству и экономике республики. В период ее проведения и на много лет позже заметно снизились темпы производства, что было обусловлено разорением и уничтожением хорошо налаженных хозяйств, репрессированием значительной части трудолюбивого и квалифицированного крестьянства. Только за 4 месяца (февраль – май) 1930-ого года в Беларуси было раскулачено 15629 крестьянских хозяйств. При этом была прихвачена и часть середняцких хозяйств (2393). Борьба с «кулаком» продолжалась в течение всех 30-х годов. Заключительный её аккорд приходится на рубеж 30-40-х годов, когда проходила ликвидация хуторов в республике. Тысячи крестьян переселялись на центральные усадьбы, земля оставалась без хозяина. По статистике тех лет в «кулацких» семьях Беларуси было разорено 95500 крестьянских хозяйств, а это значит – более 700 тыс. человек сдвинулось с места, лишилось крова (в то время на территории республики проживало около 5 млн. человек)[6].