Смекни!
smekni.com

Социальные последствия коммунистического тоталитаризма в Беларуси (стр. 4 из 11)

Ликвидировались не только политические оппозиционеры, но и духовенство. Свобода совести рассматривалась как свобода ведения атеистической пропаганды среди населения. В 1933 — 1934 годы были репрессированы практически все священники как католической, так и православной конфессий, а также церковные активисты, обвиненные в антисоветской деятельности.

В 1935 — 1936 гг. осуществляется "очистка" рубежей БССР от "потенциальных врагов". В весьма "отдаленные" места СССР было выслано более 20 тыс. человек. Однако наибольший размах репрессии приобрели в 1937г., когда Беларусь "очищалась" от "контрреволюционных элементов и шпионов". Были арестованы около 23,5 тыс. человек, из них более 21 тыс. расстреляны. Следует заметить, что репрессии затронули все социальные слои общества, в том числе и самих организаторов этих репрессий. Аресту подверглись 99 секретарей райкомов КП(б)Б из 101, более 50 председателей райисполкомов, а также секретари ЦК КП(б)Б. Все эти процессы продолжались и после присоединения в 1939г. Западной Беларуси[7]. Приостановленные войной, репрессии приобрели на этой части территории Беларуси широкий размах во второй половине 40-х годов в связи с проведением тотальной коллективизации и продолжались до 1953 г. Одним из методов расширения сталинской социальной базы и обеспечения массовой поддержки репрессий стала активная пропаганда идей абсолютного приоритета интересов государства над нормами человеческой морали, семейного, товарищеского долга. Сотрудничество с властями в подавлении «врагов народа» преподносилось как действие патриотическое и однозначно благородное. Буквально каждый день требовательно и настойчиво советских людей призывали к бдительности, разъясняя, что её отсутствие – одно из самых тяжёлых прегрешений перед партией и государством. Широкомасштабные пропагандистские мероприятия, многочисленные митинги, где каждый должен был проголосовать за смертную казнь, собрания – проработки, на которых приходилось обличать своих товарищей, каяться, клясться в преданности и непримиримости, постепенно расшатывали нравственные тормоза.

Очень большое внимание большевики уделяли школе. Обучение было организовано таким образом, чтобы никто не мог выйти за рамки официально разрешенных знаний, а «пролетарское» государство не получало молодых граждан, владеющих «вредными» знаниями или научившихся задавать «ненужные вопросы». Особую линию в образовании и воспитании детей составляла жесткая критика традиционных семейных связей. Ведь семья могла остаться важным пристанищем духовной независимости. Поэтому ее стремились скомпрометировать путем превращения естественного конфликта поколений в конфликт политический. Кровное родство, эмоциональные отношения между детьми и родителями большевистские идеологи изображали в виде буржуазного пережитка.

Макаренко учил, что воспитание подрастающего поколения должно происходить в духе приоритета интересов коллектива над интересами его членов и в духе безусловного подчинения его официальному руководителю. Семья - это ячейка общества, а не родители и дети. В СССР к концу 30-х годов была создана единая система воспитания: ребенок воспитывался сначала в авторитарной семье, затем в тоталитарной школе, затем в милитаризованном государстве. Для детей были обязательны общественные организации – пионерская и комсомольская. Так с детства большевистское государство растило «убежденных рабов», для которых государство – наивысший коллектив, партийные вожди – непререкаемые авторитеты [8, с.562]. Так зарождался человек принципиально нового типа – «человек советский», которому исследователи присвоили научное название «гомо советикус». Так было взращено два поколения. Прежде всего – это были существа коллективные, поклонявшиеся своим вождям, которых ставили выше царей, почти на уровень Бога. Вот характерный пример. В 2005 году на канале НТВ обсуждался вопрос о выносе мумии Ленина из мавзолея. Александр Проханов, главный редактор российской газеты «Завтра» категорически выступил против. Он сказал, что делать этого нельзя потому, что для многих миллионов бывших советских граждан Ленин – святой. Мощи Ленина он приравнял к мощам христианских святых. [8, c.566].

Шло отрицание духовных ценностей. Большевики оклеветали, подвергли осмеянию то, что традиционно было святым: веру в Бога, сознание своей грешности, понятие совести, идеалы сострадания и милосердия, вообще идею человечности как таковую. Многие и сейчас приход в церковь превратили в фарс. Идут на покаяние не от того, что верят в Бога, а для того чтобы откупиться от прежних грехов и со «спокойной совестью» погружаться в новые.

Аморализм. Советский человек всегда был готов обличить на собрании лучшего друга. Если так ставило вопрос «руководство». Можно вспомнить письмо 40 академиков, клеймивших «предателя» Сахарова; такую же травлю Солженицына. Замечательно выразился один рабочий в письме в газету «Правда» по поводу Пастернака: «я никогда его книг не читал, но как все советские люди, глубоко осуждаю».

Понятие «социальной справедливости» было на уровне примитивной «уравниловки». Проскальзывала ненависть к тем, кто добивался чего-то выше среднего уровня упорным трудом – физическим или интеллектуальным. «Литературная газета» в 70-е годы описала следующий случай. Некий изобретатель предложил новшество, после внедрения которого предприятие получило большую выгоду. Предприятие решило наградить его премией, но главный бухгалтер отказался выдать эту сумму, мотивируя тем, что советскому человеку «неприлично» получать так много денег[8,c.570].

Вот таким должен быть в идеале «советский народ» - «строитель коммунизма» и «развитого социализма».

Уже в первой половине 30-х годов произошло фактическое огосударствление всех общественных организаций. Разрешалась деятельность только тех, которые в своих уставах предусматривали оказание помощи партии и государству в строительстве социализма. Руководители крупных общественных объединений подбирались и назначались партийными органами и входили в партийно-государственный номенклатурный список.

Граждане БССР не имели возможности свободно изменить свое место жительства. В 1932 г. был введен институт прописки, который действует до сих пор.

В результате активной антинародной деятельности КП(б)Б было ликвидировано наиболее деятельное, трудолюбивое и предприимчивое крестьянство, практически уничтожена национальная интеллигенция, разрушены или закрыты церкви и костелы. Республике был нанесен огромный материальный, духовный и моральный ущерб, что самым негативным образом сказалось на всех сферах жизнедеятельности общества. Никакой белый террор, никакая война не могли бы нанести такой урон народу, который нанес Сталин, защищая свою личную абсолютную власть. Трагическим результатом массовых репрессий 30-х годов в БССР явилось полное уничтожение дореволюционной интеллигенции значительной части новой, советской. Все они были репрессированы безвинно. Подтверждение тому — реабилитация этих людей государственными комиссиями, работавшими с 1955 года под контролем советских судебных органов. Репрессии погубили элиту белорусской нации, ее интеллектуальный потенциал — литераторов, ученых, педагогов, священников, (деятелей культуры. Это ужасное событие катастрофическим образом сформировало духовно-интеллектуальную жизнь белорусов на все Последующие десятилетия. Была прервана связь поколений, утрачены многие духовные ценности, подавлено национальное самосознание народа. Понятно без лишних слов, что все это в колоссальной мeре способствовало русификации белорусов.

Последствия большевистского духовного геноцида не преодолены в Беларуси до сих пор. Забыты многие белорусские традиции, культурные особенности, язык перестает быть родным, история досоветского периода не рассматривается особо значимой. Это историческое беспамятство отразилось даже в названии улиц наших городом — многие увековеченные имена даже не сыграли положительной роли для нашей страны. Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, продолжает рассматривать ее через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые белорусы (а тем более представители других этносов) все еще верят в то, что «белорусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию белорусы получили от русских».

В период 1929 – 1939 гг., несмотря на жесткий идеологический прессинг, можно отметить и определенные положительные результаты. Рос общий уровень образования населения, увеличилось количество учебных учреждений, исследовательских институтов. Было введено бесплатное общее и среднее специальное образование. За годы предвоенных пятилеток Беларусь стала развитой аграрно-индустриальной республикой. Возросла численность рабочего класса. Крупным социальным завоеванием явилась ликвидация в 1930 г. безработицы. Увеличились ассигнования на охрану труда и технику безопасности. Повышался уровень социальной защищенности трудящихся. Расходы на социальные и культурные нужды по государственному и местным бюджетам в БССР увеличились со 146 до 648 млн. рублей, из них расходы на оказание помощи, выплату пенсий, отпусков для женщин возросли на 101 млн. рублей. Расходы на здравоохранение за 1933 -1940 гг. увеличились с 23,3 млн. до 409 млн. рублей. Было введено бесплатное лечение [5,с.349-352]. На основе лучших достижений прошлого и создания новых духовных ценностей развивалась белорусская культура, в том числе литература, театр, архитектура, кинематография, изобразительное искусство.