Смекни!
smekni.com

Образ политика в официальном издании на примере образа Дмитрия Медведева В «Российской газете» (стр. 5 из 17)

Во всех случаях к выделенным качествам следует отнестись с определённой долей рассудительности. Образ создаётся разными журналистами, он не целостен, одни характеристики могут противоречить другим. Но важно, что повторяющиеся раз за разом, они указывают на их важность в создаваемом образе, поскольку именно в этом случае они формируют целостное восприятие президента как политика, лидера, человека. Ведь публике кажется, что понять политика как человека, его вкусы, семейное окружение, спортивные увлечения значит приблизится к разгадке скрытых пружин его политического поведения.

Также не стоит забывать, что в СМИ мы имеем дело с «относительно» более ли менее реальным образом, который создаётся в позитивном плане, с целью знакомства с деятельностью власти, с целью реализации гласности, прозрачности политики. Но также мы имеем дело с виртуальным образом, сотворённым журналистами (намеренно или нет) и имеющим с реальной личностью минимум соприкосновений. Он чрезмерно положителен, оторван от действительности, строится по шаблонной схеме «идеального правителя».

Глава 2 Вербальные и визуальные способы создания образа президента в «Российской газете»

Журналистский текст – вторичен по отношению к действительности, он представляет нам результат познания журналистом окружающего мира. То есть механизм познания журналистом окружающего мира в процессе написания текста – это моделирование языковой картины мира.[92]

Любую реальность, по природе своей сложную и запутанную, неизбежно приходится упрощать или, по крайней мере, приспосабливать для связного изложения.[93]

Журналист сначала получает информацию из окружающего мира, интерпретирует её, потом воссоздаёт для аудитории, строя из полученной информации определённую модель[94] — упрощённое искусственно созданное представление о реальном объекте, процессе или явлении, в нашем случае – образе президента, которое отражает существенные особенности прототипа.

Образы, возникающие у разных людей как реакция на одни и те же объекты и явления, могут сильно различаться. Поэтому модели очень индивидуальны и не отображают прототип с достаточной степенью достоверности.[95]

В зависимости от специальных средств, которые репортёр использует при воспроизводстве объекта, в рамках данной работы можно различить вербальную модель образа и визуальную.

Мысленный (вербальный) образ, родившийся в сознании человека, может быть облечён в визуальную форму. И наоборот, визуальная модель помогает сформировать в сознании верный вербальный образ, потому вербальные и визуальные модели, как правило, взаимосвязаны и часто дополняют друг друга:

«Изобразительная журналистика существует наряду со словесной, взаимодействуя с ней».[96]

2.1 Вербальная модель образа

Вербальная модель (от лат. «verbalize» — устный) – информационная модель в мысленной или разговорной форме, полученная в результате раздумий, умозаключений.[97] В результате взаимодействия таких факторов как культура, психика, социальный и языковой опыт, временная и пространственная перспективу[98] журналистский текст не модель мира действительности, а мир, созданный журналистом. Журналистский текст – это дискурс, то есть «сложное коммуникативное явление, включающие и экстралингвистические факторы (знание о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста.»[99] Непременное условие для реализации вербального метода общения – одинаковый язык коммуникатора и реципиента и более того, идентичность референций – соотнесённость имён, входящих в состав высказывания, с объектами внеязыковой действительности.[100]

При вербальном способе выражения событий все сведения, которые журналист хочет донести до своего читателя даны открыто, явно, эксплицитно, в виде отдельного высказывания, или цепочки взаимосвязанных высказываний, в отличие от имплицитного способа, речь о котором пойдёт в третьей главе.

Начиная с президентства Владимира Путина одно из главных направлений российских СМИ – становление авторитета власти, укрепление её институтов. «Он понял, что эту огромную махину под названием Россия нельзя дальше удерживать ни страхом, ни силой. Потому на первом этапе была использована грамотная информационная политика, позволившая создать в головах людей некий положительный образ».[101] Поэтому тексты весьма интересны с точки зрения того, как осуществляется позиционирование положительных качеств власти, с помощью акцентирования на каких именно деталях. В тексте мы разделяем фактическую информацию, не имеющую отношения к нашему исследованию, вербальную детализирующую информацию, идущую от журналиста и идущую непосредственно от президента, представленную прямой речью, цитатами, хотя она и проходит отбор и редактирование журналистом.

Вербальная детализирующая информация

Деталь в теории литературы определяется как «концептуально нагруженное вербальное воспроизведение предметов и явлений внешнего мира».[102] Также это непременный способ психологизации и формирования подтекста.[103] Для текстов СМИ роль детали следует расценивать исходя из функций этих текстов, а в материалах, посвящённых власти, ещё и учитывать закономерности построения образа. Так, основная функция журналистики – информационная. Информацию можно разделить на главную – существенную, наиболее значимую с точки зрения коммуникации, и на дополнительную – второстепенную.

Применительно к образам представителей власти исследовательница Суздальцева выделяет как существенные сведения о занимаемом посте, действиях на посте, времени и месте его работы, качестве его работы, отношении к народу.[104] То есть важной она считает ту информацию, которая непосредственно связана со служебной деятельностью политика. Вся же остальная информация, касающаяся его увлечений, манеры говорить, семейного положения является в событийном контексте современных СМИ коммуникативно несущественной – дополнительной. Однако с точки зрения исследуемой проблемы эта фактологически несущественная информация является иногда весьма значимой при создании образа политика, потому как повышает уровень воздействия, создаёт представление о личности.[105] Части текста, содержащие подобную дополнительную информацию, и есть детали, воплощённые в достаточно чётко очерченных семантических группах лексики. В современных СМИ распространено внимание к подробностям, частностям, тонкостям. Деталь реализуется вербально и здесь важна семантика используемого слова. Семантически все используемые детали можно поделить на тематические группы.

Важнейшие качества, обращающие на себя внимание при непосредственном межличностном общении, в текстах СМИ освещать не принято – внешность, возраст, черты характера. Журналисты предпочитают не выносить напрямую суждение и не описывать внешность политиков, что объясняется требованиями речевого и поведенческого этикета – ведь речь идёт о живом человеке, первом лице государства.

Обозначение внешности.

Если и встречаются упоминания – то они мотивированы сюжетом публикации, как в следующих примерах, характеризующих его внешность после бессонной ночи после выборов и после морально изматывающего конфликта с Грузией:

Дмитрий Медведев … выглядел уставшим.[106]

Из ста дней, прошедших после инаугурации на президентскую должность, пять дней (даже пять суток, судя по его усталому лицу) «понуждения к миру» заметно выпадают из его изначальных установок.[107]

Следует отметить, что в процессе работы ни разу в текстах «Российской газеты», даже в материалах, по жанровым свойствам принадлежащих к очеркам и интервью-портретам, не встретилось описание каких-то физических характеристик внешности президента – черт лица, роста (например, в сравнении), походки, жестов, мимики, что встречается иногда в других качественных изданиях:

Проведя церемонию встречи в контрастирующем окружении огромных кирасиров (все как один — ростом метра в два), Медведев и Наполитано отправились в собственно подворье, расположенное ближе к окраинам Бари.[108]

Упоминание об одежде.

Так же как и внешность, если одежда отмечена журналистом, то это необходимо для развития хода события. Так, непривычные для образа политика джинсы акцентируют мысль журналиста о близости новоизбранного президента к народу, что он не робот и не носит – в данном случае целую ночь – строгий официальный костюм:

«Дмитрий Медведев, в демократичных джинсах, свитере и куртке, выглядел уставшим, но явно довольным»[109],

«Медведев, одетый в кожаную коричневую куртку, свитер и джинсы, появился на концерте вместе с действующим президентом России Владимиром Путиным».[110]

В следующем примере, являющимся заключительным абзацем статьи, замечание журналиста можно расценить как дополнительную деталь, важную для понимания черт характера политика (вице-премьера тогда):

«Посёлки стоят на равнине, по которой «гуляет» ледяной ветер. Переходя от дома к дому, Медведев постоянно заставлял своих помощников, охранников и попадавших на глаза журналистов надевать шапки и застёгивать куртки. Заставить самого Медведева сделать то же самое никто не решился, и в результате первый вице-премьер весь день вчера ходил по стройплощадкам с непокрытой головой, в расстёгнутой тонкой куртке, удивляя своим видом даже привыкших к морозам местных жителей».[111]