Смекни!
smekni.com

Политическая культура 7 (стр. 2 из 4)

На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут склады­ваться довольно противоречивые представления.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕССКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной карти­ной мировосприятия;

ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;

ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию политиче­ской культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществля­ются крайне неравномерно. Самый яркий пример - переоценка экономиче­ской политики, проводимой сначала советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример - отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынеш­него периода.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политиче­ского поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, муж­чины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) груп­пам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведе­ния) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокуп­ность субкультурных образований, У этих образований, естественно, возникают существен­ные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правя­щим партиям, в способах политического участия и т.д. В конкретных странах и государст­вах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.

Структура советского и постсоветского обществ разнятся, и, соответственно, разнится их политическая культура. До 1985 года в СССР, преемником которого после распада явля­ется Россия, можно было выделить следующие элементы социальной структуры обще­ства: рабочие, колхозное крестьянство, научно-техническая интеллигенция, хозяйствен­ные руководители сферы материального производства, ответственные работники тор­говли и бытового обслуживания населения, социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитар­ного профиля и т.д.), Ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов, политические руководители обще­ства, пенсионеры, учащаяся молодежь, военнослужащие.

После смены власти и изменения политического курса произошли существенные измене­ния в уже существовавших элементах социальной структуры и исчезновения некоторых во­обще. Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для всех развитых стран мира: мелкие, средние предприниматели и фермеры, крупные предпринима­тели (руководители банков, финансовых компаний, промышленных негосударст­венных предприятий), клан организованной преступности.

Мы можем видеть на примере нашей сегодняшней страны, что изменения вряд ли качест­венно улучшили состояние политической культуры. Да, появилась свобода слова и самовыра­жения, но также и полное безразличие к этому политиков у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры стремятся в политику, попирая законы и заботясь лишь о собственном благополучии. Политическая культура сегодня - скорее фарс, чем направ­ляющая ось политической жизни.

Наибольшим же значением для политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться ее носителями функ­ции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элемен­тами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выра­жать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положе­ние в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет.

3. Типы политической культуры

Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, корруп­ции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политиче­ских ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для моло­дых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отноше­ние индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных посо­бий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура домини­ровала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.

Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рационально­стью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политиче­ской культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго оста­нется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобла­дают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузи­азм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга.

Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рацио­нально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политиче­ской системе.

Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Правда в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей запад­ного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока проте­кает в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан.

4. Особенности советской политической культуры

Сохранение в советское время в качестве общепринятых стандартов полити­ческого поведения подданнических политических ориентаций, несмотря на утверждение новой власти о широком участии населения в политике, объяснялось рядом причин:

1. Преодоление социально-экономической и культурной отсталости Рос­сии можно было обеспечить усилением интегрирующей и мобилизую­щей роли государства. Концентрация экономической, политической и идеологической власти в руках нового, сформировавшегося в советское время правящего класса- партийной номенклатуры, привела к поглоще­нию индивида обществом. Социальной базой советского тоталитарного режима стали легитимация партийно - государственной власти, утвержде­ние ореола ее святости, высшей и неоспоримой ценности. Техниче­ская, экономическая и культурная отсталость общества в совокупно­сти с доминировавшими у большинства населения патриархаль­ными отношениями и образом жизни способствовали формиро­ванию специфических черт культуры политического подданиче­ства советского типа. В частности таких, как потребность в руко­водстве, чувство благодарности вождям, потребность в почитании вождей, конформизм и т.д.

Устойчивость этих черт, передача их из поколения в поколение были свя­заны с особенностями политического сознания, лежащего в основе подданнических политических ориентаций советского типа. Политиче­ское сознание советского типа выступало источником формирования пред­ставлений о политических целях деятельности.

Политическое сознание советского типа исходило из утопической возможно­сти подчинения общества одной универсальной идее- построе­нию «царства свободы», в котором, по словам К.Маркса, « обще­ство регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, а завтра другое, утром охотиться, по­сле полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике…» Приведенное утверждение основано на том, что посредством политического переворота, т.е. захвата власти проле­тариатом во главе с Коммунистической партией, можно обеспе­чить условия построения такого общества.