Смекни!
smekni.com

Политическая культура 7 (стр. 4 из 4)

Задача формирования современного гражданского общества в России предпо­лагает, прежде всего, преодоление данного раскола и формирова­ние более однородной по своим основным характеристикам гражданской политической культуры.

6. Основные институты формирования политической культуры России

Неотъемлемой частью формирования идентичности любой нации и государ­ства являются национально-государственные символы.

Политическая символика- это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею. К таким символам относятся флаг, герб, гимн.

В 1989г. был восстановлен исторический национальный флаг России - бело-сине- красное полотнище (триколор).

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях ее граждан и ино­странцев отожествляется с ее гербом. Изображение двуглавого золотого орла на красном фоне было заимствовано Россией в XVI в. у Византии по­сле женитьбы великого московского князя Ивана III на Софье Палео­лог, племяннице последнего византийского императора. С тех пор россий­ский герб постоянно подвергался изменениям. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности согласно указу президента России в конце 1993г.

Одно из центральных мест среди политических символов занимают нацио­нальные гимны.

Гимн- это торжественная песня, являющаяся официальным символом государственного единства, это музыкальный эквивалент герба или флага станы. В качестве гимна России используется музыка «Патриотиче­ской песни» М.И. Глинки .

В современных условиях одно из центральных мест среди институтов, участвующих в формировании политической культуры, в процессах полити­ческой социализации, принадлежит средствам массовой информа­ции (СМИ). Нынешние средства массовой информации- это сово­купность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по кана­лам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструмен­тами власти («четвертая власть»). Оперативность и динамич­ность дают средствам массовой информации возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политиче­ского курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функ­ции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствую­щие социально- политические ценности.

СМИ и связанные с ними информационные и компьютерные технологии (в т.ч. и все более внедряющийся в быт россиян Интернет) , используе­мые в политической сфере, могут способствовать расширению возможно­стей реального участия самых широких слоев населения в полити­ческом процессе, в первую очередь, для оказания большего влия­ния на правительство страны, на законодательную и исполнительную власть, руководство партий. политических деятелей, на сам процесс приня­тия политических решений.

СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, кото­рые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс « ввода» информации направлен на формиро­вание у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Явля­ясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является усло­вием совершенствования политической культуры.

Таким образом, функции средств массовой информации состоят в:

- информирование граждан;

- содействие их политическому образованию и воспитанию, политиче­ской социализации;

- возможности выражения, артикуляции различных общественных интере­сов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;

- мобилизации и формировании общественного мнения.

Однако, следует заметить, что сильные и хорошо спланированные информа­ционно-политические инъекции в общественное сознание стано­вятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся ожиданий граждан.

Информационное манипулирование человеком - это прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, ко­гда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру, опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели политиче­ского поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

1.Политическая культура - это способность разрешить конфликт на пу­тях синтеза свободы и демократии. Российская политическая культура характеризуется резким дисбалан­сом современных и традиционных ориентаций, что является следствием попытки силовой, революционной замены традиционных коллективист­ских ценностей на ценности либерально- индивидуалистиче­ские. Неспособность власти решать задачи, основываясь на принципах справед­ливости, стала причиной деполитизации масс. Тенденция преобла­дания ценностей неучастия и пассивности становится все более угрожающе стабильной. Отсутствие интереса к политике у всех слоев насе­ления независимо от уровня образования напоминает доперестроеч­ное время и ярко контрастирует с состоянием политиче­ской эйфории и несбывшимися надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе в начале 1990-х г.Политическая культура все в большей мере определяется непредсказуемо­стью политического поведения граждан. Политическую культуру России характеризуют антагонистическое сосуществование та­ких культур, как западнической и почвеннической, радикальной и патриар­хально-консервативной, анархической и этатистской, «демократиче­ской» и « коммунно- патриотической», что и является од­ной из причин отсутствия базового консенсуса и национального согла­сия. Характерные черты российской политической культуры: ведущая доми­нирующая роль ценностей коммунитаризма, внутренний раскол поли­тической культуры, недопонимание, недооценка роли представитель­ных органов власти, тяготение к исполнительским функ­циям с ограниченной индивидуальной ответственностью, непопуляр­ность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1.А.А. Миголатьев , В.В. Огнева курс Политология:учебник М 2005

2. А.С. Гречин и др. под ред. Павриненко Политология

3. К.А. Воробьев Политология:учебное пособие 2008

4. Политология. Юнита 3. Политический процесс и мировая политика Москва, 2003.