Смекни!
smekni.com

Политическая культура 7 (стр. 3 из 4)

Характерными чертами подданнической политической культуры совет­ского типа были:

1.Иерархичность сознания. Особая роль коммунистической партийно-госу­дарственной бюрократии в формировании данного типа сознания была связана с тем, что в ее руках концентрировалась вся полнота экономи­ческой и политической власти, возможности распоряжения хозяйст­венными и финансовыми ресурсами, духовными ценностями.

2. Основным принципом бюрократического сознания выступал автори­тет (в данном случае КПСС). Разрыв между декларируемыми ценно­стями и реально освоенными образцами политической деятельности способ­ствовал формированию двойных стандартов в общественном созна­нии, политической апатии населения, показного активизма.

3.Отличительной чертой подданнической политической культуры совет­ского типа была закрытость, состоящая в абсолютизации политиче­ских ценностей рабочего класса и полном отрицании таких дости­жений западной демократии, имеющих общечеловеческого значе­ние, как правовое государство, принципы, принципы разделения вла­стей, права человека, гражданское общество и т.д.

В то время как западное общество использовало естественно - историче­ские механизмы социальной эволюции (собственность, неравенство, эконо­мические интересы и т.д.), создававшие условия для формирова­ния отдельного индивида, гражданского общества, многообразия социаль­ных интересов, российское общество ориентировалось в своем развитии на политико - идеологические механизмы эволюции. Среди них наиболее важным было чувство классовой ненависти к буржуазии, ко всему индивидуальному.

В связи с этим социальные различия формировались не естественным путем как отражение неравенства талантов и способностей, а искусст­венно задавались властью. Культивирование классового характера ценно­стей политической культуры было выгодно советскому правя­щему классу (партийной бюрократии), поскольку пролетариат выступал его социальной базой.

4. Характерной особенностью политической культуры советского типа является абсолютизация революционных способов преобразования обще­ства и игнорирование эволюционных методов.

Социокультурные истоки конфронтационного характера политической культуры в России исторически объяснялись глубоким социальным и культурным разрывом между образованной и обеспеченной верхушкой общества (правящим классом) и материальной и духовной нищетой основ­ной массы зависимого населения. Эти истоки сохранились в совет­ское время. Данное обстоятельство повлекло социокультурную дина­мику воспроизводства общественных отношений, которая характеризова­лась преобладанием разрушительной черты, ориентации на удовлетворение минимальных потребностей. Носителями этих ориента­ций выступали широкие маргинальные слои, сформировав­шиеся революцией, гражданской войной, форсированной индустриализа­цией, урбанизацией. Низкий уровень культуры у этих слоев способствовал неспособности их к систематической преобразую­щей, творческой и созидательной деятельности на основе индивиду­ально - достижительных ценностей.

5. Бюрократическое политическое сознание предопределило рутинный тип политической деятельности, воспроизводство устойчивых образцов политического поведения. Рутинный тип политической деятельности исключал радикальные изменения политических взаимодействий. Концен­трация политической власти в руках правящего класса делала из­лишним диалог власти с обществом и ограничивала движение политиче­ских инициатив направлением сверху вниз. Политическое уча­стие населения осуществлялось принудительно. Обезличенными фор­мами выражения политической культуры стали митинги в поддержку решений правящего класса, манифестации протеста против конкретных политических акций западных держав.

В этот период существовал такой универсальный инструмент политиче­ской социализации, как властвовавшая Коммунистическая партия, являв­шаяся единственным каналом карьерного продвижения индивида. За продвижение по службе необходимо было платить политической лояль­ностью режиму, преданностью его идеологии.

Кроме того, компартия создала четкую и достаточно эффективную сис­тему политической социализации, институты которой осуществляли про­цесс внедрения в сознание коммунистических идеалов и ценностей, начиная с детского сада и кончая зрелым возрастом.

Первые попытки модернизации политической системы были предпри­няты Н.С. Хрущевым и выразились в либерализации общественных отноше­ний, в ослаблении политического идеологического контроля за индивидом. Это сразу привело к появлению наряду с господствующей политической культурой диссидентской субкультуры, которая соеди­нила в себе ценности западных демократий и некоторые идеи русской революционно-демократической мысли XIX- начала XX веков. Либерализа­ция ослабила былое политическое могущество правящего класса, вследствие чего он был вынужден использовать все средства идеоло­гического манипулирования. Наряду с господствовавшей политиче­ской культурой развивалась и субкультура, представленная демо­кратической интеллигенцией, интеллектуалами, предпринимате­лями, культивировавшими ценности свободы и прав человека, граждан­ского общества индивидуализма, инакомыслия и пр. Попытки трансформи­ровать советскую политическую систему, предпринятые в конце 80-х годов М.С. Горбачевым, привели к тому, что была отменена руководящая роль КПСС в обществе, а затем партия была на время запре­щена. Коммунистическая идеология перестала быть государствен­ной. Однако, заметного изменения ценностей и стандартов политиче­ского поведения не произошло. У значительной части населения доныне сохранилась подданническая ориентация.

5.Характерные особенности российской политической культуры.

Характерными особенностями российской политической культуры на совре­менном этапе можно считать следующие:

-ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма;

-внутренний раскол политической культуры, выражающийся, в частно­сти, в преобладании ценностей патриархально-традиционалистского типа;

-персонализированное восприятие власти;

-недопонимание, недооценка роли представительных органов власти;

-тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуаль­ной ответственностью;

-непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уваже­нием к закону и др.

Например, развал политического центра в России всегда ведет к «смуте» в обществе и к краху государственного устройства, что видно четко из истории России: начало XVII в., 1917г., 1991г. Восстановление же власти является основной предпосылкой для преодоления кризиса (выбор на царство Михаила Романова в 1613г., победа большевиков в гражданской войне 1918-1921гг., победа Ельцина в событиях сентября- октября 1993г.)

Лишь при наличии сильной власти можно говорить о стабильности Россий­ского государства и общества. Политическим достижением москов­ских князей специалисты считают их отказ от принципа наследова­ния верховной власти, практиковавшегося в Киевской Руси. Здесь властью располагал не тот или иной князь, а весь княжеский род. Этот коллективистский принцип господства (и наследования) не позво­лял создать сильное государство. Большевистская диктатура в сущно­сти соединила принцип вождизма с самодержавной традицией. Все попытки свести «коллективное руководство» оканчивались полной неудачей.

Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политиче­ская система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодер­жавной системы, коммунистической не удалось создать меха­низма передачи власти.

В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты. Власть олицетворяется одним человеком. В этом одна из основ стабильности русской политической культуры. Особый харак­тер русской культуры был во многом предопределен расколом отече­ственной культуры, последовавшим в результате преобразований, предпринятых Петром 1, когда он решил «переломить все через ко­ленку» и ввести Россию в «европейский дом». То была попытка изме­нить сам менталитет, то есть изменить нацию.

Важнейшим событием стал и раскол на две основные субкультуры: петров­ские преобразования раскололи Московскую Русь на два мира, на два типа «цивилизаций субкультур. Факт этого раскола, его значение до некоторой степени были осознаны русской политической мыслью еще в XIX веке.

Раскол общества на две основные субкультуры: « склад» русской жизни крестьянства и «склад» русской жизни, включавший в себя европеизирован­ные «верхи» России- аристократию, чиновничество, дворян­ство и некоторые другие социальные группы, есть нечто характер­ное лишь для России. Своеобразие этого раскола стало одним из основных мотивов русской политической мысли.

До сегодняшнего дня политическая культура России характеризуется глубиной раскола на две субкультуры. По мнению одного из современ­ных российских политологов, « различия субкультур подчас настолько разительны, пропасть между ними настолько велика, что у некоторых наблюдателей может создать впечатление, будто в России сосуществуют две нации, не объединенные почти ничем, кроме общего языка и террито­рии».