Смекни!
smekni.com

Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике (стр. 4 из 26)

Главные направления деятельности ПСР:

1. Деятельность по укреплению прав и свобод человека

2. Децентрализация (как принцип управления большим государством)

3. Содействие рыночной экономике, невмешательство государства в экономику (экономическая функция государства должна быть ограничена регуляцией и наблюдением)

4. Проведение социальной политики в интересах всей нации, признание важности социальной безопасности

5. Признание образования важнейшим элементом развития во всех сферах, а расходов на образование – первостепенной статьёй расходов государственных фондов

6. Проведение внешней политики, основанной на принципах взаимных интересов и стремления ко всеобщему миру[86]

Основополагающим документом, отражающим видение развития Турции – глазами политиков Белой партии является её программа[87]. В преамбуле представители ПСР заявляют о том, что для решения проблем, стоящих перед Турцией, необходима «динамическая политическая формация»[88]. Идеологи партии ставят во главу угла социальные преобразования как фактор развития во всех сферах жизнедеятельности. Своеобразным «союзником» партии в деле развития Турции должны стать все «краски Турции»[89] – все различия и схожести, богатства материальных и человеческих ресурсов; по мнению партии, у Турции есть всё, чтобы стать не только региональным, но и мировым лидером. Турция обладает следующими конкурентными преимуществами:

· Богатство наземной и подземной ресурсной базы

· Молодое и динамичное население

· Богатство культурного и исторического наследия

· Развитость государственности

· Высокий предпринимательский потенциал, в том числе в аспекте конкурентоспособности

· Выгодное геополитическое положение

· Центр притяжения для туризма

· Высокий уровень социальной солидарности и взаимопомощи

Всё вышеперечисленное является аргументацией того факта, что у Турции есть все «карты» для полноценного и успешного развития в дальнейшем. Далее партия провозглашает себя «партией всех людей, живущих в государстве», обладающей «честными, динамичными, высокопринципиальными и политически перспективными кадрами».

Идеологи партии заявляют, что она намерена действовать в рамках всей демократической платформы, в том числе с уважением прав и свобод и презрением к дискриминации, а не просто в рамках своих идеологических установок, чтобы предложить действительно оригинальные варианты решения проблем.

Наиболее интенсивно партия обещает бороться с такими проблемами современной Турции, как упадок, коррупция, нарушения законов, спекуляция, фаворитизм и непотизм, неравенство перед законом и неравенство возможностей, etc.

При этом идеологи партии говорят о том, что решение этих вопросов зависит и от турецкого народа. Приводится цитата Ататюрка: «сила для спасения нации это её решительность и целеустремлённость»[90]. Кроме того, важно восстановить доверие общества к государству, которое было утрачено предыдущими лидерами страны.

Цели партии:

· Распространение понимания прав и свобод на все сферы жизнедеятельности личности, нации и государства

· Полная ликвидация всех проблем, лежащих перед Турцией

· Мобилизация человеческих и физических ресурсов

· Ликвидация разрыва между бедными и богатыми

· Создание гражданского общества

· Создание концепции прозрачности и подотчётности во всех сферах жизнедеятельности

· Обеспечение современных, рациональных и реалистичных решений в следующих сферах жизнедеятельности: экономика, геополитика, культура и искусство, образование, здоровье, сельское хозяйство и животноводство

Что можно сказать о преамбуле программы партии? Очевидна её социальная направленность, которая зачастую объясняется тривиальным популизмом. Единственное, что говорит о важности для партии религии – последняя фраза преамбулы, своего рода слоган-девиз: «всё будет лучше с нами, да поможет нам Аллах»[91].

Достаточно ли говорить о влиянии ислама на партию, руководствуясь сугубо материалами её программы? Вероятно, нет. Идеологи партии провозглашают «фундаментальные права и свободы» - абсолюты апологетов Западной цивилизации и западной либеральной демократии, что, в общем и целом, не характерно для мусульманских государств, но не идёт вразрез с традициями республиканской Турции. В том числе и потому, что следование принципам Ататюрка и эволюционной форме развития социума, основанной на реформах провозглашается партийными идеологами как основа развития.

Партия не упоминает об исламе и в своих политических принципах, говоря преимущественно о демократии и демократизации. Партия провозглашает необходимость конституционной реформы, которая бы осуществила нижеследующие необходимые преобразования ныне действующей (с 1983 года) Конституции:

· Сведение принципов демократических прав и свобод к «универсальным» стандартам

· Сохранение республиканского строя при включении только основных положений государственной администрации

· Чёткое разделение властей и их юрисдикции с учётом системы сдержек и противовесов

· Необходимые меры к реформированию парламента для увеличения его эффективности (в том числе, публичность дискуссий)

· Совершенствование законотворчества, как отражения «коллективной, а не индивидуальной воли»[92]

В программе говорится и о необходимости повышения качества юристов и правоохранительной системы, а также о построении гражданского общества. Отсутствуют намёки на исламизм и в экономической части программы, где устанавливаются принципы примата частной собственности и рыночной экономики при регулирующей роли государства.

Вопрос государственного строительства решается партией с учётом следующих принципов:

· Концепция «правового государства»

· Концепция «социальной ответственности государства»

· Государство «выходит» из сфер обслуживания, оставляя за собой только геополитику и безопасность, правотворчество, основное (среднее) образование, здравоохранение и инфраструктуру

· Всем гражданам следует адаптироваться к принципам демократии

Что характерно, нет намёков на ислам или исламизацию и в такой идеологически важной сфере жизнедеятельности, как образование, вместо чего партия предлагает достаточно верную программу для его реформирования, признавая, что на момент принятия программы образование в Турции находилось на весьма низком уровне. Между тем, интересно взглянуть на то, как партия решила вопрос с религиоведением в средней школе: в пункте 2 статьи 5 программы партия заявляет, что «согласно принципам секуляризма для изучения должны быть доступны все религии в рамках курса «Религиозная культура и этническая наука», а лекции по выбранной религии относятся на усмотрение родителей»[93]. Пожалуй, можно говорить о трезвом политическом расчёте, основанном на важности ислама для мировоззрения турецкого населения, часть которого может дать согласие на обучение детей основам мусульманства. Интересно и то, что партия умалчивает о том, какими должны быть подобные уроки.

Фактически первое упоминание об исламе содержится в пункте 3 статьи 5 «культура и искусство», в котором написано, что «особое внимание должно уделяться… улучшению положения тюрко-исламского искусства»[94]. Впрочем, учитывая историко-культурные особенности развития Турции как страны мусульманской цивилизации это достаточно логичное и правомерное устремление.

Также нет «дискриминации» по религиозному признаку и в статье 6 «Внешняя политика», в которой основное внимание уделяется сотрудничеству с ЕС, НАТО, ОИК (Организация Исламская Конференция), ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества) США и Россией, а также Грецией и другими балканскими странами, Китаем, etc. Интересно, что в этой статье предлагается решение «кипрской проблемы» (провозглашается право турок-киприотов на самоопределение, что defacto влечёт за собой проведение референдума), а вот об «армянской» умалчивается – говорится только о необходимости международного пересмотра политики в регионе без учёта «предрассудков холодной войны»[95].

Разумеется, говоря о любой политической программе умеренных партий, следует не забывать о том, что это, в первую очередь, манифест-реклама для электората, а не полноценная идеологическая система; особенно учитывая то, что «заигрывания» с исламом для политиков в Турции обычно оканчивались плачевно – политической «смертью» или хотя бы «нокдауном».

Поэтому можно говорить о том, что программа партии открывает глаза только на декларативно-популистские установки, но не на реальный идейно-политический фундамент. Впрочем, стоит отметить, что очень многое, содержащееся в программе партии, удалось выполнить с успехом и таким образом, что dejure оппозиции очень сложно «придраться» к её идеологическим установкам. К слову, в заключении программы идеологи партии говорят, что преимуществом их программы является то, что «она не включает риторику, которая не могла бы преобразоваться в действия»[96].