Смекни!
smekni.com

Особенности геополитики Китая (стр. 6 из 7)

Китай и Россия установили отношения на таком высоком уровне потому, что в их основе лежат общие насущные интересы, существует взаимное желание и благоприятные условия для их развития на прочной взаимовыгодной основе. И Китай и Россия прилагают усилия в развитии собственной экономики и повышению совокупной государственной мощи, осуществляют мирную независимую и самостоятельную внешнюю политику, выступают против гегемонизма и политики силы, отстаивают создание многополюсного мира. На основе этих общих устремлений возникает возможность и реальность равноправного и доверительного сотрудничества обеих стран и их народов.

Но также есть опасность тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

2.2 Китай и США

С началом проведения Китаем политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика всецело ориентирована на Запад, в основном на США. 16 декабря 1978г. Было объявлено о намерении Китая и США установить дипломатические отношения. В совместном коммюнике, опубликованном в Пекине и Вашингтоне, КНР и США заявили об установлении дипломатических отношений. Вашингтон признал правительство КНР единственно законным правительством Китая, но сохранил за собой право поддерживать культурные, торговые и другие неофициальные отношения с народом Тайваня.

1 января 1979 г. Китай и США установили дипломатические отношения. США признали Тайвань неотъемлемой частью Китая, выступив с заявлением о разрыве дипломатических отношений и о прекращении договора с тайваньскими властями о взаимной безопасности, подписанного в 1954 г.

Правительство США заявило о выводе своих войск с Тайваня в четырехмесячный срок с 25 января по 4 февраля 1979г. Главный архитектор китайской политики реформ и открытости Дэн Сяопин совершил визит в США, что вызвало сенсацию в США, где распространила небывалый “китайский бум”. В ходе визита Дэн Сяопин встретился с президентом США Дж. Картером. США предоставило Китаю экономические кредиты.

Нормализация китайско-американских отношений началась параллельно проведением в КНР политики реформ и открытости, эта политика придала мощный импульс содействию отношений с США. В 80-х гг. по мере расширения Китаем связей с внешним миром изо дня в день активизировались контакты с США в политической, экономической, научно-технической и культурной областях.

Со времени установления в 1979г. Китайско-американские дипломатические отношения претерпевали ряд трудностей. В ходе “холодной войны”, которая длилась 40 лет, Китай и США перешли от враждебности к нормализации связей.

Одной из проблем, осложняющей китайско-американские отношения, является нерешенная проблема Тайваня. США на протяжении длительного времени поставляет вооружение Тайваню, что вызывает обеспокоенность Китая.

Всё же главным мировым конкурентом США уже несколько лет является и на протяжении длительного периода времени ещё будет выступать именно Китай. Причиной тому – стремительные темпы экономического развития страны, подкрепляемые огромными человеческими ресурсами самой населенной страны мира. Эти темпы привели к увеличению вклада Китай в общемировую экономику, а также в торговлю.

За годы реформ Китай превратился в крупную мировую торговую державу, переместившись по показателям внешнеторгового оборота с 32-го места в 1978 г. (0,8% мировой торговли) на 4-е в 2003 г. (5,6% мирового оборота), уступая только США, Германии и Японии. Согласно прогнозам корейского главы Центробанка, к 2040 году Китай, обойдя США, станет ведущей мировой державой с точки зрения объема валового внутреннего продукта (ВВП).

США не намерены лишаться своего места ведущей державы, и намерены активно бороться с «восходящим» Китаем. В политической сфере Америка делает упор на недостатках политического режима в этой стране, который характеризуется как недемократический, а зачастую и как диктаторский. Тем самым легитимируется использование неэкономических (политических, идеологических, военных) механизмов конкурентной борьбы (которые США, ЕС и Япония не используют друг против друга) в целях ослабления позиций Китая как нового крупного игрока в мировой экономике и политике.

В стратегическом плане Вашингтон рассчитывает на постепенную трансформацию китайской политической системы в демократическом направлении на основе маркетизации и глобализации экономики и вовлечения Китая в мировое рыночное и информационное пространство. На данном этапе, когда правящая в Китае Компартия в условиях постоянно улучшающегося экономического положения страны прочно контролирует внутриполитическую ситуацию, США не делают акцент на подрыв существующей системы изнутри. Однако, они не преминут воспользоваться такой возможностью в случае изменения внутренней ситуации в Китае, связанной, например, с межнациональными противоречиями или с ростом социальной напряженности из-за увеличения безработицы, вызванной усиливающейся в последние годы миграцией сельского населения в крупные города. Китайское руководство также осознает опасность политической дестабилизации. Неслучайно на одном из последних пленумов ЦК КПК обсуждался вопрос о противодействии распространения «революционного тренда» из стран СНГ на Китай.

Однако, с другой стороны, постоянно углубляющиеся экономические взаимосвязи Китая и США устанавливают пределы ухудшения китайско-американских отношений в моменты кризисов. Тем не менее, главной проблемой постепенно выстраивающегося китайско-американского партнерства является отсутствие и у Китая, и у США конкретных идей относительно того, как адаптировать двусторонние отношения к задачам создания новой системы международной безопасности, в которой учитывалось бы и мнение Китая.11

Давление Китая на рынки США будет только усиливаться. Компании, которые до сих пор сомневались по поводу перемещения производства в страну из-за соглашений с профессиональными союзами или страха отри­цательной реакции потребителей сейчас понимают: если они хотят остаться в бизнесе, подобное решение может быть единственно правиль­ным. Компании, первоначально защищенные от китайской конкуренции высокими транспортными расходами, оказываются на линии огня, по­скольку для китайской стороны эти расходы снижаются, а производительность возрастает. Другие следуют за своими промышленными клиентами, которые переехали в Китай и которым необходимы поставщики и услуги именно там. Даже компании, обслуживающие военно-промышленный комплекс США, сейчас осознают, что выбор не велик, хотя настойчиво пытаются сохранить основное производство в своей стране. Вслед за этим консультанты и другой обслуживающий персонал, обеспечивающие поддержку основного производства, приходят к выводу, что Китай, как и некоторые другие страны с дешевой рабочей силой, является хорошей базой для поддержки производства, расположенного за рубежом.

Между обеими странами имеются общие интересы. Двустороннее сотрудничество и совместное развитие не только создают блага для народов Китая и США, но и благоприятствуют стабильности, миру и расцвету в АТР и на планете.

2.3. Китай и соседние страны

Обозначенные выше, а также и другие проблемы существования и развития Китая заставляют его искать выход из создавшейся сложной демографической, социальной, экологической и эко­номической ситуации. Поэтому к геостратегии великого соседа присматривается не только Россия и США, но и другие сопредельные страны: Юга и Юго-Востока, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

АТР в XXI веке приобретет еще более важное геополитическое значение. Он превратится в одно из главных геополитических, экономических звеньев в мировой системе отношений. Экономика Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин, Таиланда в 90-х годах росла самыми высокими темпами в мире. Во многом это было достигнуто благодаря созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Есть все признаки по формирова­нию «Большого Китая», или Китайского общего рынка, куда войдут Китай, Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао), Сингапур.

На общей национальной и культурной базе между этими странами и территориями складываются и упрочиваются тесные производственно-экономические связи, образуя костяк «Большого Китая». Конкурируя между собой, субъекты — элементы потен­циального «Большого Китая» — идут по пути тесной интегра­ции. В перспективе в первой половине XXI в. на мировую арену может выйти мощнейшая мировая супердержава с четвертью населения земного шара на стратегически важном геополитиче­ском пространстве. Она сможет регулировать жизнь не только эт­носов, проживающих на территории «Большого Китая», но и многочисленных китайских общин, разбросанных по всему миру.