Смекни!
smekni.com

История прокуратуры России (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уссурийский государственный педагогический институт»

Исторический факультет

Курсовая работа

Тема: История прокуратуры России.

Выполнила студентка 742 группы

Цыкура Наталья.

Проверил: Пазенко Е.А.

Уссурийск 2010.

Содержание:

Введение.

Глава I. Возникновение и развитие прокуратуры в России.

1.1. Появление и развитие прокуратуры в царский период.

1.2. Прокуратура в советский и постсоветский периоды.

Глава II. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов.

2.1. Структура и организация органов прокуратуры.

2.2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т. е. всемерное укрепление законности.
В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры которая, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.
Деятельность прокуратуры регулируется Конституцией и Законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 г.

Предметом исследования в данной работе выступает прокуратура, объектом исследования является место, которое она занимает в системе правоохранительных органов, а также изменения, которые претерпела прокуратура в процессе своего развития.
Целью работы является всестороннее изучение истории прокуратуры и её место в правоохранительных органах.
Исходя из намеченной цели, был поставлен ряд задач:

- рассмотреть историю развития царской прокуратуры;

- изучить историю развития прокуратуры в советский и постсоветский периоды;

- узнать о структуре и организации органов прокуратуры;

- объяснить принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Глава I. Возникновение и развитие прокуратуры в России.

1.1. Появление и развитие прокуратуры в царский период.

В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к XIV-XIX вв.).
Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV, Ордонансом которого от 25 марта 1302 г. учреждалась прокуратура как орган Представительства интересов монарха. Термин "прокурор" (от лат. procurare -надзирать, заботиться) стал применяться лишь в начале XVIII в., а до этого соответствующие должностные лица во Франции назывались "людьми короля". При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В. И. Веретенников, "является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма".[1]
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор "всегда и во всем" защищал интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявляемым им требованиям, за делами религии и церкви, чтобы и здесь не нарушались интересы короны.[2]
Прокурор также имел право вникать в деятельность по отправлению судебной процедуры. При всем этом значительное место в деятельности прокуратуры Франции, как, впрочем, в дальнейшем и России, занимала обязанность фискалата, т. е. обеспечение интересов казны (фиска). Поскольку суд в то время был одним из главных источников взыскания налогов, прокурор должен был заботиться о том, чтобы доводить всевозможные проступки граждан до сведений суда, а также о выгодном для государства судебном решении.[3]
Созданию прокуратуры Россия обязана Петру I, который четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.
При Петре - I Россия окончательно превратилась в чиновничье - дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры. Петр Великий, твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую Думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. С организацией Святейшего синода император добился полного подчинения церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Существенно обновлялось и Российское законодательство - в первой половине XVIII века в год в среднем издавалось по 160 указов.
Выдающаяся заслуга Петра - I заключалась и в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Вначале это был институт фискалов, а затем - прокуратура.
В Указе от 27 апреля 1722 г. император назвал главу прокуратуры - генерал-прокурора "оком государевым" и "стряпчим о делах государственных". Представляя сенаторам первого генерал-прокурора Павла Ягужинского, в честности, смелости, деловитости и принципиальности которого Петр I был уверен, император изрек: "Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания, что он заблагорассудит, то вы делайте, а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однакож то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления".[4]
При Правительствующем Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, которому предписывалось надзирать за законностью деятельности государственных органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существенными функциями по защите прав граждан.
Прокуратура создавалась в России как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил словами: "Сей чин яко око наше". С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об "оке государевом".
Функции прокуратуры были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением законов всеми государственными и общественными органами, а также российскими подданными.
Общая обязанность прокурора состояла в осуществлении функции наблюдать за тем, "чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений принимать меры к восстановлению оного".[5]
Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган - Сенат, рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и императорскими указами. Русский историк В. О. Ключевский писал: "Генерал-прокурор, а не Сенат становится маховым колесом всего управления: не входя в его состав, не имея сенатского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо".[6]

Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен лишь императору. "Генерал-прокурор,- писал русский ученый-политолог А. Градовский,- по старшинству последнее, по значению первое место в Сенате; он заседает в Сенате, именем императора контролирует все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияние на мнение сенаторов".[7]
Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей.
Подчеркивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-прокурор Н. В. Муравьев свидетельствовал, что в России "прокуратура с момента ее создания (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX в.) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность... составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике".
Следовательно, первоначальной целью создания прокуратуры в России было учреждение деятельности именно общего надзора, т.е. надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования, сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде.
В отдельные периоды отечественной истории (особенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел'. Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская прокуратура стала превращаться в орган юстиции на местах.
Судебная реформа 1864 года знаменовала собой поворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, "ока государева", к функции обвинительной власти - "обличения обвиняемых перед судом". Отцы судебной реформы 1864 года - русские правоведы ввели прокурора в уголовное судопроизводство, ликвидировали инквизиционный процесс, но вместе с ним - и так называемый общий надзор, осуществлявшийся прокуратурой в дореформенный период.
Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. Полномочия прокуроров конкретизировались Уставами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью судебных следователей, могли присутствовать при производстве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст. 278-287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.[8]
Обвинительный акт направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживал обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного протеста. Но, как показала жизнь, учитывались при этом не интересы государства, а амбиции отдельных влиятельных властных структур, всесильной администрации, которой деятельность прокуратуры в области надзора за законностью, иначе говоря общий надзор, "связывала руки", мешала творить произвол и своеволие.
Именно поэтому утрата прокуратурой своей общенадзорной функции рассматривалась многими российскими политиками, государствоведами, судебными деятелями как существенный порок реформы.
Сошлемся лишь на одного из многих - на А.Ф.Кони, который будучи горячим сторонником, приверженцем судебной реформы, касаясь функций прокуратуры, подчеркивал: "Упразднение... прав и обязанностей по надзору за ходом несудебных дел следует признать большой ошибкой составителей судебных уставов. Совершенное изменение в характере деятельности, быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но и противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя".